28 апреля 1969 года состоялась премьера «Бриллиантовой руки».
Пользуясь случаем, поговорим об актере этой славной комедии, который не имеет такой известности как Никулин, Миронов, Папанов, Мордюкова, Чекан…
О Николае Романове (1908-1991), сыгравшем у Гайдая Шефа.
У тезки и однофамильца последнего русского императора проблемы начались рано. Он едва начал карьеру на киностудии «Межрабпомфильм (будущая студия Горького), играя в таких фильмах как «Два друга, модель и подруга», «Кукла с миллионами», «Путевка в жизнь» (первый советский полнометражный звуковой фильм). Начав с эпизодов, к 1932 году Романов дорос до заметной роли в картине Пудовкина «Дезертир». Фильм вышел на экраны, когда Романов уже сидел.
Посадили его по анонимному доносу на пять лет. Освободили, правда, в 1935 досрочно, но с запретом проживания в ряде городов, включая кинопроизводственную Москву. Так актер оказался вырублен из кино на три десятилетия.
Он попытался наладить жизнь насколько возможно. Поступил в Куйбышевский театр, женился на коллеге Ольге Петровой, завел сына.
Супругам пришлось кочевать. Они играли в театрах Тулы, Петропавловска, Марийском театре, Сызрани, снова возвращались в Куйбышев, чтобы уехать в Сталинград, играли в Бобруйске и Архангельске, Камышино и Гродно.
Наконец, в 1950-ом осели в Кимрах.
В 1958 семейство приехало в Москву. В 1961 Николая реабилитировали. Только после этого его взяли в штат киностудии Горького.
Романов занял место не примечательного эпизодника. Трудно его заметить в таких заметных фильмах как «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и…медные трубы», «Зигзаг удачи».
Надежда на перелом мелькнула, когда Григорий Чухрай пригласил Романова на главную роль в фильм «Жили-были старик со старухой», но актер в неподходящий момент заболел.
Зато ему повезло выиграть кастинг на «Бриллиантовую руку», где Гайдай выбирал между Павлом Шпрингфельдом, Борисом Рунге и нашим героем, размышляя на обсуждении кандидатур: «Насчет Шефа — роль маленькая. Задача — обмануть зрителя. Мне показалось, что Шпрингфельд может сыграть жалкого человека. Надо, чтобы у зрителей не было подозрений».
Сценарист «Бриллиантовой руки» Яков Костюковский тогда же сказал: «Шеф — я за Романова. Он таков, что пройдешь мимо и не обратишь на него внимания. Он не пытается понравиться. Он достоверен. Он сохранит детективность до конца».
Роль Шефа в «Бриллиантовой руке» сделала Романова узнаваемым. Не будь ее, мы бы вряд ли помнили этого актера вообще.
Увы, после бриллианта Гайдая опять пошли невнятные эпизоды. Известные фильмы «Достояние республики», «Преступление и наказание», «Змеелов», где Романова трудно вспомнить.
Конец его был тоже невеселый. У Романова прогрессировала болезнь Альцгеймера, он перестал узнавать родных и близких, а поскольку актерский темперамент никуда не делся, отличался буйством.
Начал он буянить и в больнице, куда его госпитализировали с воспалением легких. Уставщие санитары положили старика в кровать с высокими бортами, откуда он не мог встать самостоятельно. На ней Романов и умер.
Оставшись в нашей памяти Шефом.
Чёрная рука...Тайная рука... ...рука с перстнем Неизвестного в "Бриллиантовой руке"
Вот так иносказательно через миф, сказку, легенду в среду вводится в смысловой ряд понятие о Тайной силе, влияющей на события ...Впоследствии, 2008 объявится Тайная рука без перстня с камнем, но со сказанием откровением ибо время пришло для откровений инсайдеров..
.Крах Тайного Заговора (Часть 1).