Двадцать четвёртое марта отмечено в истории целой россыпью событий, так или иначе связанных с пришествием во власть… Их участники то и дело попадают в поле нашего зрения – потому будем кратки. Итак – в этот день 1084 года германский Генрих IV с третьей попытки займёт Рим, выгонит папу Григория VII – и возведёт на Святой престол своего кандидата, Гвиберта Равеннского. (Спустя неделю этот самый антипапа Климент III совершит ответную любезность, водрузив на чело Генриха корону императора Священной Римской империи).
...Идём дальше – столетия спустя, 24 марта 1603 года умрёт королева-девственница Елизавета – и монархом Англии, согласно её последней воле, провозгласят шотландского Якова VI… так он станет Яковом I – и первым Стюартом на троне. (Как говорят, эту самую волю Елизавета высказала очень неохотно – чуть ли не в последний момент, и под нажимом своих лордов). А что было делать?.. По известным причинам, прямых наследников у королевы не было – между тем матушка Якова, известная Мария Стюарт, приходилась правнучкой Генриху VII, основателю династии Тюдоров… которая, впрочем, на Елизавете и закончится…
…Ставший шотландским королём чуть ли не с рождения (и, понятное дело, долгое время остававшийся в роли наблюдателя), Яков очень хотел заполучить «английское наследство» – до такой степени, что в своё время вполне толерантно отреагирует на казнь матери… (Зато с удивительной решимостью выбьет дух из шотландских католиков – оживившихся, было, при приближении испанской «Великой Армады»). И вот – свершилось!.. Новоявленный король двух соседних государств поспешит покинуть Эдинбург – но, что называется, «пообещает вернуться»… (Точнее – бывать в Шотландии не реже раза в три года – впрочем, за два с половиной десятилетия он удосужится сделать это только единожды – и очень нескоро…)
...И снова к нам – в этот день 1613 года посланники Земского собора сообщат Михаилу Романову, что он избран на царство… (Дело было в Костроме – причём, в Ипатьевском монастыре, куда семейство перебралось из своей пригородной вотчины после известного инцидента с Иваном Сусаниным. Историографы охотно усматривают тут мрачную аллюзию с Ипатьевским домом в Екатеринбурге, где династия оборвётся спустя триста с небольшим лет). Согласно источникам, мать новоизбранного государя, инокиня Марфа, слёзно молила сына отказаться… Михаил тоже пребывал в сомнениях!.. В конечном счёте, Романовы сравнительно быстро дадут себя уговорить – и через пару дней шестнадцатилетний царь, благословясь, отправится в Москву – править…
P.S. По совпадению, как минимум, для одного монарха этот день, наоборот, станет последним – в ночь на 24 марта 1801 года убьют императора Павла Петровича… Впрочем, это – совсем другая история.