…Давно мы не обращались к временам античного Рима – и как раз сегодня имеется подходящий повод: 6 ноября 15 года родилась Юлия Августа Агриппина (более известная как Агриппина Младшая)…
На самом деле, эту почтенную (или – не слишком) даму мы поминаем сравнительно часто – в конце концов, ей случилось быть сестрой Калигулы, женой Клавдия и матерью Нерона… (Это – если упоминать только императоров). Но – по порядку.
…Матерью Агриппины младшей была Агриппина, само собой, Старшая (её родители тоже примечательны: Юлия, единственная дочь Августа – и его друг (победитель Антония с Клеопатрой в достопамятной морской битве при Акциуме) Марк Агриппа. Что касается отца, то Тиберий Клавдий Нерон Германик известен именно победами в Германии и Галлии – здесь, в передышках между битвами, Юлия и родит мужу четверых детей, включая Калигулу и нашу героиню… (Много лет спустя, став императрицей, Агриппина вытребует для этого поселения на Рейне статус колонии и присвоит ей название Colonia Claudia Ara Agrippinensium (Колония Клавдия и алтарь агриппинцев) – которое со временем сократится до общеизвестного Кёльн. Но мы отвлеклись).
…Увы, отец Агриппины Младшей окажется в числе потенциальных наследников трона. (Дело было так: император усыновит своего пасынка Тиберия – а ему прикажет, в свою очередь усыновить племянника – Германика; не дожив до тридцати пяти, тот разболеется и умрёт – в чём, среди прочих, подозревали и Тиберия…)
…Который, тем временем, приходит к власти – и выдаёт тринадцатилетнюю Агриппину за Гнея Домиция Агенобарба (тот был постарше лет на тридцать) – спустя девять лет у пары родится будущий император Нерон. (Согласно Светонию, в ответ на поздравления, новоявленный отец патетически воскликнет: «От меня и Агриппины не может родиться ничто, кроме ужаса и горя для человечества!» Что касается самой Агриппины, то, как говорят, ей предсказали, что сын: «будет править – но убьёт свою мать». «Пусть убьёт – лишь бы правил!» – ответит Младшая… пророчество сбудется с пугающей точностью…
…Впрочем, несколькими месяцами раньше в её судьбе произойдёт важная перемена – хотелось бы назвать её счастливой, но, увы, надолго это не затянется… Итак – после смерти Тиберия к власти приходит Калигула – и мгновенно возносит своих сестёр на самую вершину!.. Не станем перечислять длинного перечня дарованных им титулов и привилегий… достаточно того, что сенатские постановления тех времён начинались преамбулой: «Да сопутствует удача императору и его сёстрам…» (Принято считать, что единственная причина этого взлёта – открытое сожительство Калигулы со всей троицей… впрочем, историографы вообще не склонны жалеть чёрной краски для изображения сверженных и убитых властителей).
Так или иначе – предпочтение цезарь отдавал старшей, Юлии Друзилле – причём настолько, что, не на шутку разболевшись, именно её он официально назначит наследницей. (Случай для Рима небывалый! Впрочем, прецедента не выйдет: император выздоровеет – а его сестра, наоборот, внезапно помрёт. Именно с этого момента обычно начинают отсчёт безумству Калигулы – будь это горе, последствия болезни – или то и другое вместе…)
P.S. …Во всяком случае, к оставшимся сёстрам он тут же охладевает – не оставив им иного выхода, кроме как затеять заговор!.. Затея вскроется; главного организатора (а также, само собой, сожителя обеих обвиняемых – и, до кучи, самого Калигулы)… так вот – этого самого Марка Лепида казнят – а Агриппину с Юлией Ливиллой сошлют на затерянные в Тирренском море Понцианские острова. (Примечательно, что их, многие столетия спустя, для тех же целей будет использовать Муссолини). Впрочем, это – совсем другая история.
.В этот день… 6 ноября – 4.
…Мы остановились на том, что, после смерти своей возлюбленной сестры Друзиллы, Калигула заметно охладел к двум оставшимся… те замыслили заговор – были изобличены, и сосланы…
…Этот отрезок жизни окажется непростым (добывать пропитание венценосные сёстры будут, торгуя собственноручно добытыми с глубины морскими губками) – но тут придёт черёд Калигулы отправиться к предкам… новый император, Клавдий, возвращает обеих в Рим. (Надо сказать, Ливилла умудрится вызвать приступ ревности у жены цезаря, Мессалины – за шашни с известным стоиком Сенекой её снова сошлют… и, на сей раз, заморят-таки голодом).
…Совсем иначе обернутся дела Агриппины!.. Сначала Клавдий выдаёт её за богача Гая Саллюстия (тот, впрочем, долго не протянет) – а затем, после неудачного заговора собственной распутной жёнушки и её умерщвления – неожиданно женится на 33-летней вдовице сам… (Впрочем – почему «неожиданно»? Судя по отзывам, Агриппина была вполне хороша собой – к тому же, её кандидатуру активно лоббировали придворные, причастные к расправе над Мессалиной).
…Так начнётся очередной взлёт нашей героини!.. Ей удаётся не только полностью прибрать к рукам Клавдия (поначалу он сильно сомневался в женитьбе как таковой – но смиренно дал согласие: «…поскольку это моя дочь, воспитанная мною, рожденная и взращенная на моих коленях…» (Ну, положим, не дочь – а всего лишь племянница). Однако уже вскоре принцепс требует (и получает) для супруги титул Августы, и – что важней – усыновляет Нерона!.. (Тем самым делая его наиболее вероятным наследником – все прочие очень удачно (и, как считается, не без участия императорской супруги) сойдут с дистанции…
…Но… буквально через три года Клавдий начинает подозрительно остывать к обоим!.. (И даже присматривать себе другого наследника… после чего скоропостижно помирает… возможно, по очередному совпадению – хотя среди историографов популярна версия о заботливо скормленных мужу Агриппиной грибах…) К власти приходит шестнадцатилетний Нерон...
…Поначалу Агриппине будет сполна воздано за труды – какое-то время она, фактически, правит империей. …Увы, вновь недолго – буквально через полгода начинаются трения… (Властность безапелляционной матроны всё ощутимей беспокоит советников Нерона – и тяготит его самого. Чем дальше, тем больше становится очевидно – трона она добивалась не столько для сына, сколько для себя… Терпение юного императора быстро закончится!) Сначала он выгоняет матушку из дворца – а потом (когда уязвлённая Агриппина начинает интриговать в пользу другого наследника – сына Клавдия и Мессалины, Британника) – открывает на неё настоящую охоту… (Помимо нескольких банальных попыток отравления и нападений с кинжалами, в ход пойдут такие изыски, как обрушенный на голову жертвы дом – и даже развалившийся по пути корабль. Бывшая ныряльщица выплывет – чуть ли не единственной! – прочих покушений тоже удалось избежать…
P.S. …но – лишь до поры. В конечном счёте, наскучив такой непотопляемостью родительницы, император пошлёт солдат – и Агриппину банально заколют прямо на собственной вилле. (Фактически – там, где когда-то она родила Нерона. Согласно античным авторам, жертва подставит своему убийце живот со словами: «Целься в чрево!..») Наставник молодого императора, Сенека, сочинит эффектную речь для сенаторов – мол, на самом деле, это матушка подослала убийцу к сыну – но покончила с собой, когда злодейский замысел раскрылся… Почтенные мужи поспешат поздравить принцепса со счастливым избавлением – а вот сам он впадёт в хандру – и до самого конца своей недолгой жизни будет жаловаться на являющийся ему призрак Агриппины… Впрочем, это – совсем другая история.
.