*Артур и его команда (лат)
Два в одном
Собственно говоря, в исторической и культурной традициях Мерлинов двое, и лишь один из них связан с Артурианой - тот, чей образ полностью вымышлен и появился сравнительно поздно. Первый же Мерлин, скорее всего жил в 540-603 годах в бриттском королевстве Регед (южная Шотландия и северная Англия). Звали его Мирддин Виллт, а также он известен как Лу[ай]лах, Лалойкен, Дикий Мерлин, Мерлин Сильвестрис или Мерлин Каледонский. Он был родственником короля Регеда Уриена ап Кинварха (570-586).
Есть два толкования имени Мирддин. Согласно первому, город Кармартен получил свое имя от бриттского Моридунон - "Крепость у моря", но когда это название "переводилось" на валлийский, получилось Каэр-Фирддин. Однако согласно законам валлийской грамматики, звук "ф" превратился в "м", и получилось "Каэр-Мирддин", то есть "Крепость Мирддина". Так и появился некий легендарный Мирддин, основатель Кармартена, в честь которого назвали Мирддина из Регеда. Согласно второй версии, корень "мерв-" - старокельтский со значением "безумный", а "дин" по-валлийски "мужчина, человек".
То есть, Мирддин - это "Безумец". Что, кстати, совпадает с его летописной биографией. Он был сыном некоего Мэдога Морфрина (Морврана) и имел сестру-близнеца Гвендидд, которая называла его в тексте "Беседа Мирддина и Гвендидд, его сестры" Лалойкеном (от валлийского "ллалоган" - близнец, или от "луайлах" - верлявый, непоседа). В 573 году Мирддин участвовал в одной из междуусобных битв бриттов друг с другом и по ошибке убил сына сестры, отчего сошел с ума и сбежал в лес, где и вел жизнь безумного отшельника, изрекая малосвязные пророчества - собственно, так он и стал Диким (Виллт) и Сильвестрисом (Лесным), а поскольку лес был Каледонским - еще и Каледонским. Самым известным его прорицанием стало предвидение собственной кончины "заколот, забит, утоплен" - спасаясь от пастухов, Мирддин напоролся на торчащий в воде кол, упал, ударился головой и захлебнулся.
Мирддин и св. Кентигерн
"Житие св. Кентигерна" добавляет к этой истории встречу со святым в лесу, после которой Мирддин хоть и не вернул себе до конца рассудок, но успокоился и жил при дворе короля Алт Клуида (Стратклайда) Ридерха I Хаэля, выполняя обязанности шута. Сохранилась приписываемая Мирддину Виллту валлийская поэма (сочинена до XII века), в которой он жалуется на жизнь в лесу и оплакивает участь своего короля, погибшего в битве. И лишь в XV веке появились попытки связать образ Мирддина с уже вовсю существовавшим в рамках Артурианы Мерлином - в тексте "Лайлокен и Кентигерн" о встрече отшельника со святым, где Лайлокен упоминает о том, что некоторые зовут его Мерлин или Мерлинум. Собственно, это упоминание (сильно похожее на подтасовку), как и дар пророчества - единственное, что связывает образ Мирддина Виллта с Мерлином из артуровских легенд.
"Тру-Мерлин", или Мирддин Эмрис (он же Мерлин Амброзий) - в каком-то смысле двойник самого Артура, потому что имеет с ним как минимум одного общего прототипа, Амброзия Аврелиана. Правда, тут опять всё "сшито слишком светлыми нитками". Амброзий (ака Амвросий) - военный вождь бриттов, упоминаемый как "пример для подражания нынешней недомолодежи" св. Гильдой в его книге "О погибели Британии". Судя по всему, он был либо потомком римских командиров, либо романизированным местным аристократом, возглавившим сопротивление саксам и призвавшему их Вортигерну (Гвортегирну). Валлийцы в своих сочинениях называли его Эмрис Вледиг. Подробнее см. сериЯл "В поисках Арториуса".
Эмбреис Гулетик затирает Гвортегирну о драконах
"Отход от темы" сурового воина случился у хрониста IX века Ненния, который в "Истории бриттов" рассказал о "юноше Эмбреисе Гулетике, рожденном без отца", который открыл глаза Вортигерну на то, что под его замком дерутся два дракона, красный и белый, то бишь саксы и бритты, и предсказал красному победу. Тут впервые возникает "еретический" мотив непорочного зачатия. Ну а затем появился и Мерлин - в XII веке была записана "Черная книга из Кармартена", содержащая стихи, в которых имеется единственное упоминание Мерлина в валлийской Артуриане (в поэме "Могила воинов"), хотя большинство исследователей считают. что это упоминание Аврелия Амвросия, то есть самого Артура:
Могила Анна сына Ллеиана на Невай с Горé,
воинственного льва Амвросия (Эмриса),
вождя чародеев Мерлина (Мирддина) Амвросия (Эмриса)
"Анн, сын Ллеиана" можно перевести и как "Анн, сын монахини", так что перед нами снова непорочнозачатый Эмрис, впервые названный Мирддином. Но в валлийской литературе его образ развития не молучил (потому что от Мирддина Виллта его отделял и солидный хронологический промежуток, и место действия, и отсутствие упоминаний Артура в биографии "Дикого Мерлина") - в "Мабиногионе" и других текстах за чародейство и магию у короля бриттов отвечает совсем другой человек, Мену ап Теиргваэдд. Как же Мирддин Эмрис стал Мерлином?
Превращение случилось в сочинении англичанина Гальфрида Монмутского (Джеффри из Монмута), автора всё того же XII века. Это он взял "Мирддина Эмриса", "присобачил" к нему прорицателя Мирддина Виллта и назвал "гомункулуса" Мерлином - потому что в устах "благородной знати" Англии, говорившей на нормандском диалекте французского, имя "Мирддин" звучало слишком похоже на "мерд[е]", то бишь "дерьмо", и отчаянный патриот Британии Гальфрид такого посмеяния допустить не мог. А новое имя по-французски означало один из видов соколов и звучало вполне благородно.
Гальфрид же "вкратце набросал" очерк биографии своего героя в сочинениях "Пророчества Мерлина" и "История бриттов", который его последователи и продолжатели, составлявшие "Вульгату" (большой "сводный" роман об Артуре и его рыцарях, которым пользовался и Томас Мэлори), "художественно развили". Это уже "совсем знакомый нам" маг и чародей Мерлин. "Непорочное зачатие" эти добрые клирики искусно переделали в совращение обманом невинной девушки (вариант - монахини) диаволом, победить сущность которого смог крестивший ребенка монах Блез - потому всё темное в Мерлине умерло (а шерсть опала), но остались сверхестественные способности. Имеются, правда, и варианты легенды о том, что отцом Мерлина был могучий маг-чародей, или король, зачавший его с ведьмой (и в этом варианте Моргана - его сестра). Имеются в вариантах у него и сестра Гвендид (от Гвендидд - сестры Мирддина Виллта) с женой Гвендалин.
Мерлин и Нимуэ от Эдварда Бёрн-Джонса
Именно этот Мерлин воспитывает Артура и помогает ему извлечь меч из камня (не Экскалибур), а потом добыть Экскалибур у Владычицы Озера, ну и как итог - стать королем Логра и сеньором Камелота. Дальнейшая судьба Мерлина печальна - вызвав то ли любовь, то ли ненависть (а то ли всё сразу) волшебницы Нимуэ (или Ниниэн, ака Вивиан), он попадает в расставленную ею ловушку, будучи заперт в могиле (пещере, гробу), где и умер (или лежит до сих пор и ждет возвращениеджедая Артура). Во многих вариантах Нимуэ - это всё та же Владычица (Леди) Озера.
Согласно самым извращенным вариантам мифа, Мерлин предвидел предательство Нимуэ, потому что имел пророческий дар, но был бессилен изменить будущее, потому что изменить его нельзя - только видеть (вот взрыв мозгов для философов-схоластиков). Ну и наконец, именно Мерлин инициировал создание Артурианы - как утверждает в XII веке Кретьен де Труа, монах Блез записал историю Артура под диктовку волшебника, "чтобы помнили"...
То есть, Мирддин - это "Безумец". Что, кстати, совпадает с его летописной биографией. Он был сыном некоего Мэдога Морфрина (Морврана) и имел сестру-близнеца Гвендидд, которая называла его в тексте "Беседа Мирддина и Гвендидд, его сестры" Лалойкеном (от валлийского "ллалоган" - близнец, или от "луайлах" - верлявый, непоседа). В 573 году Мирддин участвовал в одной из междуусобных битв бриттов друг с другом и по ошибке убил сына сестры, отчего сошел с ума и сбежал в лес, где и вел жизнь безумного отшельника, изрекая малосвязные пророчества - собственно, так он и стал Диким (Виллт) и Сильвестрисом (Лесным), а поскольку лес был Каледонским - еще и Каледонским. Самым известным его прорицанием стало предвидение собственной кончины "заколот, забит, утоплен" - спасаясь от пастухов, Мирддин напоролся на торчащий в воде кол, упал, ударился головой и захлебнулся.
Мирддин и св. Кентигерн
"Житие св. Кентигерна" добавляет к этой истории встречу со святым в лесу, после которой Мирддин хоть и не вернул себе до конца рассудок, но успокоился и жил при дворе короля Алт Клуида (Стратклайда) Ридерха I Хаэля, выполняя обязанности шута. Сохранилась приписываемая Мирддину Виллту валлийская поэма (сочинена до XII века), в которой он жалуется на жизнь в лесу и оплакивает участь своего короля, погибшего в битве. И лишь в XV веке появились попытки связать образ Мирддина с уже вовсю существовавшим в рамках Артурианы Мерлином - в тексте "Лайлокен и Кентигерн" о встрече отшельника со святым, где Лайлокен упоминает о том, что некоторые зовут его Мерлин или Мерлинум. Собственно, это упоминание (сильно похожее на подтасовку), как и дар пророчества - единственное, что связывает образ Мирддина Виллта с Мерлином из артуровских легенд.
"Тру-Мерлин", или Мирддин Эмрис (он же Мерлин Амброзий) - в каком-то смысле двойник самого Артура, потому что имеет с ним как минимум одного общего прототипа, Амброзия Аврелиана. Правда, тут опять всё "сшито слишком светлыми нитками". Амброзий (ака Амвросий) - военный вождь бриттов, упоминаемый как "пример для подражания нынешней недомолодежи" св. Гильдой в его книге "О погибели Британии". Судя по всему, он был либо потомком римских командиров, либо романизированным местным аристократом, возглавившим сопротивление саксам и призвавшему их Вортигерну (Гвортегирну). Валлийцы в своих сочинениях называли его Эмрис Вледиг. Подробнее см. сериЯл "В поисках Арториуса".
Эмбреис Гулетик затирает Гвортегирну о драконах
"Отход от темы" сурового воина случился у хрониста IX века Ненния, который в "Истории бриттов" рассказал о "юноше Эмбреисе Гулетике, рожденном без отца", который открыл глаза Вортигерну на то, что под его замком дерутся два дракона, красный и белый, то бишь саксы и бритты, и предсказал красному победу. Тут впервые возникает "еретический" мотив непорочного зачатия. Ну а затем появился и Мерлин - в XII веке была записана "Черная книга из Кармартена", содержащая стихи, в которых имеется единственное упоминание Мерлина в валлийской Артуриане (в поэме "Могила воинов"), хотя большинство исследователей считают. что это упоминание Аврелия Амвросия, то есть самого Артура:
Могила Анна сына Ллеиана на Невай с Горé,
воинственного льва Амвросия (Эмриса),
вождя чародеев Мерлина (Мирддина) Амвросия (Эмриса)
"Анн, сын Ллеиана" можно перевести и как "Анн, сын монахини", так что перед нами снова непорочнозачатый Эмрис, впервые названный Мирддином. Но в валлийской литературе его образ развития не молучил (потому что от Мирддина Виллта его отделял и солидный хронологический промежуток, и место действия, и отсутствие упоминаний Артура в биографии "Дикого Мерлина") - в "Мабиногионе" и других текстах за чародейство и магию у короля бриттов отвечает совсем другой человек, Мену ап Теиргваэдд. Как же Мирддин Эмрис стал Мерлином?
Превращение случилось в сочинении англичанина Гальфрида Монмутского (Джеффри из Монмута), автора всё того же XII века. Это он взял "Мирддина Эмриса", "присобачил" к нему прорицателя Мирддина Виллта и назвал "гомункулуса" Мерлином - потому что в устах "благородной знати" Англии, говорившей на нормандском диалекте французского, имя "Мирддин" звучало слишком похоже на "мерд[е]", то бишь "дерьмо", и отчаянный патриот Британии Гальфрид такого посмеяния допустить не мог. А новое имя по-французски означало один из видов соколов и звучало вполне благородно.
Гальфрид же "вкратце набросал" очерк биографии своего героя в сочинениях "Пророчества Мерлина" и "История бриттов", который его последователи и продолжатели, составлявшие "Вульгату" (большой "сводный" роман об Артуре и его рыцарях, которым пользовался и Томас Мэлори), "художественно развили". Это уже "совсем знакомый нам" маг и чародей Мерлин. "Непорочное зачатие" эти добрые клирики искусно переделали в совращение обманом невинной девушки (вариант - монахини) диаволом, победить сущность которого смог крестивший ребенка монах Блез - потому всё темное в Мерлине умерло (а шерсть опала), но остались сверхестественные способности. Имеются, правда, и варианты легенды о том, что отцом Мерлина был могучий маг-чародей, или король, зачавший его с ведьмой (и в этом варианте Моргана - его сестра). Имеются в вариантах у него и сестра Гвендид (от Гвендидд - сестры Мирддина Виллта) с женой Гвендалин.
Мерлин и Нимуэ от Эдварда Бёрн-Джонса
Именно этот Мерлин воспитывает Артура и помогает ему извлечь меч из камня (не Экскалибур), а потом добыть Экскалибур у Владычицы Озера, ну и как итог - стать королем Логра и сеньором Камелота. Дальнейшая судьба Мерлина печальна - вызвав то ли любовь, то ли ненависть (а то ли всё сразу) волшебницы Нимуэ (или Ниниэн, ака Вивиан), он попадает в расставленную ею ловушку, будучи заперт в могиле (пещере, гробу), где и умер (или лежит до сих пор и ждет возвращение
Согласно самым извращенным вариантам мифа, Мерлин предвидел предательство Нимуэ, потому что имел пророческий дар, но был бессилен изменить будущее, потому что изменить его нельзя - только видеть (вот взрыв мозгов для философов-схоластиков). Ну и наконец, именно Мерлин инициировал создание Артурианы - как утверждает в XII веке Кретьен де Труа, монах Блез записал историю Артура под диктовку волшебника, "чтобы помнили"...