Михаил legarhan (legarhan) wrote,
Михаил legarhan
legarhan

Categories:

СОЛЖЕНИЦЫН: МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ (15)

.СОЛЖЕНИЦЫН: МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ (15).


ГОД СОЛЖЕНИЦЫНА

«Возвращение Солженицына домой – это событие не только для всей культурной жизни России, но и сдвиг в сознании всей мiровой интеллигенции, событие, нами пока не осознанное, но многих раздражившее – сам шевелит мозгами и заставляет всех нас тревожиться за свою судьбу, озаботиться заботами России и добиваться блага, строить жизнь собственными руками, собственным трудом. “Эка, явился указчик!” – и указчик, и направитель, а не пустозвон-коммунист, которому наобещать с три короба и ничего не сделать – естественное состояние, а уж пострадать?!
Солженицын прежде всего состраданием, сочувствием своему народу и Родине своей помогает нам взнять лицо к небу, укрепиться на земле, он, он истинный праведник, взывающий к Богу и добру, а не тот, что, тоже явившись на родину, поддакивал разъяренной толпе: “Если враг не сдаётся, его уничтожают”, видя, что во враги тут могут зачислить кого угодно, даже самого новоприбывшего провозвестника-буревестника не пощадят».

Виктор АСТАФЬЕВ.
Из письма неустановленному адресату 1995 г.

Александр Исаевич Солженицын ушел из жизни в ночь с 3 на 4 августа 2008 г.
Среди бумаг на его письменном столе были найдены наброски. Записывал ли он для себя или готовил статью так и осталось неизвестным.
Опубликованные впервые «Российской газетой» в том же 2008-м, их прокомментировала вдова:

«Последние несколько лет Александр Исаевич постоянно обращался к мысли: как вернуть к жизни, возродить русское сознание? Вот на одном из листочков читаю: “Сколько я думал, мучился: как вернуть моему народу отчетливое и духовное, и государственное бытие?” Он страдал этим. […]


Благословение на родной земле. Хабаровск. 1994 г.

Он и грустил, и страшно тревожился перед уходом. Но разочаровался он не в России, а в том пути, по которому ее повели. Он тревожился об этом еще до нашего возврата, писал в статье “Как нам обустроить Россию?” и затем много раз.
Когда мы вернулись в середине 90-х, у него был огромный прилив энергии и желание помочь конкретными предложениями и критикой тупиковых путей развития.



Встреча с М.С. Горбачевым. Москва. 1998 г.

Но через несколько лет он понял, что это безнадежно: и слушать не будут, и озабочены не тем, и он не cможет ничем помочь.
Оставалось только верить, что пути Господни неисповедимы и Россия как-то сохранится и выздоровеет.



С В.В. Путиным в Троице-Лыкове. 2007 г.

Он не раз говорил: “Я покидаю Россию, не зная, выживет ли она, останется ли Россией?” И признавался: “Я всю жизнь был оптимистом, а сейчас я бы себя так не назвал”».


БЕГЛЕЦАМ ИЗ СЕМЬИ

Что есть Народ (или, по-западному, Нация)?
Исконными связями (кровной и душевной) единая Семья, весьма обширная по численности и длительная по существованию.
А – кто суть наши предки? Смешноватые зипуны и кокошники на оперной сцене? Да нет же, это – бабушки наших матерей и дедушки-пра-прадедушки наших отцов. Это – и единит нас с ними неразрывно.
Наши предки, русские, завещали, оставили нам:
– совестную, жертвенную, боголюбивую веру;
– свободный, богатый и яркий язык; задушевный фольклор: умное, красочное, разнообразное сочетание пословиц, жизнезнательных, переливных в мудрые житейские советы;
– традиции бытовой и хозяйственной жизни.
Никто из нас от детства, юности и взроста не проминул черпать себе, в себя – из этого наследства. Тем – и создавались мы, сегодняшние.
Многие и многие годы нам было естественно: представляя себя, объяснять: “я – русский”, “мы – русские”. Но уже в раннесоветские годы это воспринималось осудительно или даже с подозрением в контрреволюции (тогда – всю русскую историю рисовали как позорную).
И так было – до годов грозной Войны, когда власти в панике всё опрокинули наоборот.
Но сегодня та же память “мы – русские” снова стала раздражать слух в Обществе. Впрочем, запретность легла не на нас одних: и всякое упоминание о национальной принадлежности считается ныне позорным.
А история нашей Планеты показывает нам напротив: как и после трёхтысячелетнего рассеяния по Земле – духовно стойкий еврейский народ – ощущает, хранит и защищает своё национальное сознание ещё страстней, чем религиозное единомыслие.
* * *
Только народу, сохранившему органическую духовную связь с наследием предков, – доступно обогатить и мiровой духовный опыт.
Нам теперь настойчиво втолакивают рекомендоваться: “мы – россияне”. То есть найти себе опору не в духовном наследном сознании, а – по признаку теперешней федеральной принадлежности? Странная зацепка.
* * *
Или, может, “мы – рас-сияне”? - то есть рас-терявшие сияние душевного света? По нашему сегодняшнему реальному состоянию – да, именно так.
Для нас тысячелетняя история России, и её духовное развитие, и тысячелетний же жизненный опыт её населения – как ничто. Мы отклонили наше сознание от драгоценного нравственого наследия десяти веков – и склоняемся к корыстным страстям партийного парламентаризма и его избирательным интересам. Для всего государственного корабля России – это отвлекательный шаг, перенятый по международной моде. А именно ему теперь отданы общественные надежды.
Однако в той же международной моде – и процветающе действующее, благодатное местное самоуправление – орган вседневного людского внимания и успешности. Отчего же мы до сих пор не способны наладить его развитие в России? – такой бы желанный выход для энергии рядовых, ничем не знатных наших сограждан.
* * *
Сколько самосветящегося душевного добра – оставили нам в завет и подражание наши предки! А мы – не только измельчили тот завет, но довели до ничтожного уровня, в подневном нашем быту – где это полносердечное добро, в каком они общались между собой??
Вот и знак нам, что изродную свою Семью мы избыли, покинули».

Tags: Солженицын - Толстой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments