Михаил legarhan (legarhan) wrote,
Михаил legarhan
legarhan

Categories:

Украинский православный собор

.Технология раскола (на примере Православной Церкви Чешских земель и Словакии)...diana_mihailova.13 ноября 2018, 12:14

«Разделяй и властвуй»…

Недавно, чешский интернет-ресурс www.prazsky-spravodaj.cz опубликовал полную версию статьи доктора теологии из Праги Якуба Иржи Юкла «Роль Вселенского Патриархата в период кризиса Православной Церкви в Чешских землях и Словакии» (ÚLOHA EKUMENICKÉHO PATRIARCHÁTU BĚHEM KRIZE V PRAVOSLAVNÉ CÍRKVI V ČESKÝCH ZEMÍCH A NA SLOVENSKU). Также, на страницах www.parlamentnilisty.cz, имеющем 700-тысячную аудиторию, опубликован сокращенный вариант этой статьи, вышедшей с заголовком:  «Поэтому действительно «врагами человека были домашние его». Константинополь разорвал нашу Православную Церковь».

Мне, как многократному участнику Епархиальных собраний Пражской епархии, было крайне полезно и важно услышать взгляд на происходящие  события в Православной Церкви Чешских земель и Словакии со стороны человека, находящегося в руководстве Пражской епархии (члена Епархиального совета) и, в тоже время, историка и богослова. Полностью подтверждаю изложенную информацию в статье доктора Юкла и, основываясь на его тексте, хочу акцентировать внимание на некоторых деталях.

Действительно, первые же действия Константинопольского Патриархата в 20-х годах XX века на территории Чехии ввергли местную  православную общину в раскол, известный в церковной истории как «Савватиевский». Попытка в этот период Константинопольского Патриархата подчинить себе зарождающуюся Православную Церковь в Чехословакии привела к разделению среди и так малочисленных клириков и мирян, посеяв в сердцах людей недоверие и вражду. 2 марта 1923 г. Константинопольский Патриархат издал Томос «О создании Православной Архиепископии в Чехословацкой Республике» и рукоположил во епископа архимандрита Савватия (Врабца), создав, таким образом, параллельную церковную юрисдикцию. Очевидно, Константинопольский Патриархат не стремился помочь объединению и укреплению православных общин Чехословакии, что критически осложняло местное церковное возрождение. Однако народ не поддержал ставленника Константинополя и объединился вокруг епископа Горазда (Павлика), принявшего в последствии мученическую кончину.

В 1951 г. Чехословацкой Православной Церкви была дарована автокефалия от Матери-Церкви Русской. Несмотря на все сложности того исторического периода, православие в Чехии и Словакии, после придания самостоятельного статуса, достаточно активно и динамично развивалось — была открыта духовная семинария, готовившая местных клириков, издавались богослужебные книги и общецерковные журналы, открывались новые монастыри и приходы.

Константинопольский Патриархат признал автокефальный статус Православной Церкви Чешских земель и Словакии только в 1998 г., но со многими требованиями и условиями, ставившими Поместную Церковь в зависимость от Константинополя. Однако, имплементация положений Томоса в Устав Православной Церкви Чешских земель и Словакии затягивалась, в связи с чем, со стороны Константинопольского Патриархата были предприняты конкретные шаги по полному подчинению Поместной Церкви через создание в ней раскола и последующего «уврачевания» на своих условиях.

19 октября 2013 года в Прагу прибыл митрополит Галльский Эммануил и принял участие в Епархиальном собрании Пражской епархии, созванного для избрания нового архиепископа Пражского после ухода на покой митрополита Христофора (Пульца). Митрополит Эммануил в своем выступлении заявил, что ни одного из кандидатов на избрание архиепископом Пражским Константинопольский Патриархат не признает, тем самым фактически сорвав процедуру голосования. Это был первый шаг в формировании раскола и попытке подчинения Поместной Церкви.

Следующим шагом, по мысли Константинопольского Патриархата, был полный захват управления в Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Воспользовавшись амбициями престарелого архиепископа Оломоуцкого Симеона (в то время избранный Священным Синодом Православной Церкви Чешских земель и Словакии Местоблюстителем митрополичьего престола), по его приглашению в декабре 2013 года на заседание Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии прибыли два делегата Константинопольского Патриархата – все тот же известный «специалист» по расколам митрополит Галльский Эммануил и его коллега митрополит Австрийский Арсений. Архиепископ Симеон дал согласие на включение в Синод с правом голоса этих двух иерархов Константинопольского Патриархата, рассчитывая при их помощь стать Предстоятелем Церкви. Как известно, архиепископ Симеон на этом заседании Синода под надуманными предлогами пытался уволить двух епископов Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Таким образом, в Синоде остались бы только два епископа – архиепископ Прешовский Ростислав и архиепископ Симеон, который, будучи Местоблюстителем, имел решающее право голоса и мог ввести в Синод епископов Константинопольского Патриархата единоличным решением. Только позиция всех епископов Православной Церкви Чешских земель и Словакии (кроме архиепископа Симеона) и поддержка  Русской Православной Церкви не позволили Константинопольскому Патриархату уже в то время полностью захватить руководство в Церкви.

Потерпев обидное поражение, Константинополь не остановился и продолжил борьбу за подчинение себе Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Константинопольский Патриархат не признал деяний Поместного Собора Православной Церкви Чешских земель и Словакии об избрании Предстоятелем Блаженнейшего митрополита Ростислава и продолжил   поддерживать в качестве Местоблюстителя архиепископа Симеона. Что это – стремление сохранить чистоту канонов или требование строгого исполнения Устава Поместной Церкви? Нет, в Уставе (Глава 2, статья 2, п.3) совершенно определенно говорится об избрании Местоблюстителя Священным Синодом, что было полностью исполнено епископами Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Вместе с тем, архиепископ Оломоуцкий Симеон, будучи Местоблюстителем, нарушил Устав в части гл.2, ст. 2, п.4, в котором говорится: «Если должность митрополита вакантна, Священный Синод обязан подготовить выборы нового митрополита в срок, не превышающий 40 дней». После ухода на покой митрополита Христофора в апреле 2013 г. архиепископ Симеон не собирал Синод для подготовки проведения Поместного Собора, боясь потерять власть. В этом смысле, смена Местоблюстителя была необходима для созыва Поместного Собора и избрания Предстоятеля.

Письмо Константинопольского Патриархата от 26.08.2015 г. (о непризнании Предстоятелем Блаженнейшего митрополита Ростислава и требовании проведения новых выборов – см. в статье доктора Юкла),  полностью дестабилизировало внутреннюю жизнь Православной Церкви Чешских земель и Словакии и дало шанс раскольникам вновь получить возможность захвата руководства в Церкви. Однако, совсем скоро, а именно 14.01.2016 г., произошло совершенно удивительное событие – подписание коммюнике о признании митрополита Ростислава Предстоятелем Церкви. Что же выдающегося, на грани чуда, случилось за этот короткий период? Или может быть, наконец, в древнем Константинополе разобрались в деталях проблем или реально было принято взвешенное решение!? Ответ крайне прост и решение прагматично – через несколько дней, а именно 21—27 января 2016 г., готовилось к проведению Предсоборное совещание глав Православных Церквей и отсутствие одной из Поместных Церквей ставило под угрозу подготовку и созыв Всеправославного Собора. И в этом случае, всем известная твердая позиция Русской Православной Церкви о невозможности созыва Собора без участия одной их Поместных Церквей, подвигла Константинопольский Патриархат к вынужденному признанию митрополита Ростислава Предстоятелем. Показательна в этом случае  «каноническая принципиальность» Константинопольского Патриархата, ловкое применение им «исторической традиции» и использование, при необходимости, «спасительной икономии».

Проведя Критский Собор, Константинопольский Патриархат не изменил своих планов по захвату Поместной Церкви Чешских земель и Словакии, сметив только тактику. Теперь, вместо включения в Синод своих епископов, Константинопольский Патриархат требует изменения Устава Православной Церкви, по которому Поместная Церковь фактически потеряет  автокефальной статус. И вновь основным рычагом давления является угроза активизации раскола через поддержку, ожидающих реванша, раскольников.

Послесловие.

Раскол, как элемент церковной жизни, существовал всегда. Диавол – родоначальник раскола и первый раскольник мира духовного; ученик Христа Иуда – первый раскольник христианства. Амбиции и властолюбие – источники всех расколов, пребывали и будут, к сожалению, пребывать, как и грех, в церковной жизни. Нахождение в Церкви не гарантирует исправление, которое основывается только на личном выборе человека. Церковь же реагирует на вносящих в нее раскол, распри, разделения, словами Христа: «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Но Церковь должна в единстве и однозначно выражать свое отношение к расколу и раскольникам, не разделяясь в себе и не разделяя раскольников на хороших и плохих. Общее и единое отношение к расколу – залог минимизации расколов в будущем.

К сожалению, в настоящее время мы являемся свидетелями культивирования расколов, как инструмента давления и достижения своих целей со стороны Константинопольского Патриархата. «Старшая сестра» из семьи Поместных Церквей всегда имела шанс по настоящему быть примером для всех Церквей – во взаимопомощи, консолидации и объединении, прекращению интриг и вражды. Глубокий кризис, в который впал Константинопольский Патриархат в начале  XX века, давал возможность объединить все Церкви в поддержке Великой Церкви — исцелении ее тяжелого положения и объединения мирового православия. Но, искушаемый потрясениями в Русской Православной Церкви произошедшими после 1917 г., Константинопольский Патриархат выбрал путь экспансии, как элемента выживания, с подчинением «плохо лежащих» территорий. С этого момента раскол стал питательной средой для Константинопольского Патриархата, инструментом которого является псевдо-уврачевание.

История Церкви подтверждает, что в ее Теле всегда будут карьеристы  и властолюбцы, которые, для достижения своих целей, пойдут на любую интригу и раскол,  только если будут иметь шанс на легализацию. И пока «благодатность» раскольников находится на «кончике пера» Константинопольского Патриарха, тренд на раскол будет только расширяться.

В настоящее время одним из приоритетных вопросов межправосланого диалога должно быть исключение возможности поддержания раскола в любой форме и проявлении. В каждой Церкви найдутся недовольные и обиженные, которых с легкостью можно использовать для давления на каноническую Церковь через апеллирование к Константинопольскому Патриархату (хотя и сам Константинопольский Патриархат не исключение…). Проблемы последних лет в Православной Церкви Чешских земель и Словакии являются наглядным примером абсолютной рукотворности раскола с применением совершенно определенной технологии. Можно искренне сожалеть, что деятельность Константинопольского Патриархата в последнее время наводит на размышления о возможной спокойной жизни Святых Поместных Церквей без нынешней навящевой «заботы» Матери-Церкви…

В завершение выражу свое мнение по церковным событиям на Украине. Все, что там происходит – точная копия раскола в Православной Церкви Чешских земель и Словакии – есть обиженные, есть амбициозные карьеристы, и, самое главное, есть убежденность раскольников в своей легализации — то единственное, что удерживает раскол от развала. Но можно быть абсолютно уверенными в том, что никакой полной самостоятельности Константинопольский Патриархат не даст какой-либо церковной структуре в православном мире. Если у имеющей автокефальный статус Церкви Чешских земель и Словакии пытаются так изменить Устав, по которому она будет полностью зависимой, то, что говорить о предполагаемых новых «самостоятельных» церковных образованиях.

P.S. 20-21 августа 2018 года Моравию (очаг раскола в Православной Церкви Чешских земель и Словакии) вновь посетил митрополит Константинопольского Патриархата Арсений Австрийский. По предложению «викария» Оломоуцкой епархии Исаии Сланинки митрополит Арсений выбрал место для открытия в Оломоуцкой епархии подворья Константинопольского Патриархата. Все действия руководства Оломоуцкой епархии и Константинопольского Патриархата, насколько известно, проходят без согласования с Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии Блаженнешим митрополитом Ростиславом. Очевидно, местные раскольники хотят заручиться поддержкой Константинопольского Патриархата, который в свою очередь рассчитывает в перспективе сформировать в Чехии кадровый потенциал для руководства Церковью. Так же, 1-2 сентября 2018 года Оломоуцкую епархию посетил митрополит Александр (Драбинко), вручив Исаие Сланинке подарок «с намеком» – предстоятельский тройник, а сам Исаия регулярно посещает известный залив на берегах Босфора…

Логика последних событий в Чехии и Украине дает твердое убеждение в следующем – будет подчинена Константинопольскому Патриархату одна из Поместных Церквей, эта же участь ждет и все остальные Церкви, поскольку создается основополагающий прецедент, изменяющий соборное устроение во взаимоотношених Православных Церквей. А метод для реализации, очевидно, уже выбран — если у вас есть недовольные и обиженные местным церковным руководством (а они есть!), то «любовь и защита» Константинопольского Патриархата идет к вам!..

Жаль, что Христос не знал канонов в толковании Константинопольским Патриархатом — может быть тогда и Иуда бы не удавился (по икономии)…

Владимир Александрович Журкин,

чтец Православной Церкви Чешских земель и Словакии


.Началось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, затем встреча с р.Б. Порошенко..diana_mihailova.13 ноября 2018, 12:26
.Порошенко побоялся приехать на Собор УПЦ в Лавру, но попытался заманить епископов в Украинский дом...diana_mihailova.13 ноября 2018, 15:31
.Собор архиереев УПЦ выступил с заявлением относительно встречи с Порошенко: Томос навязан извне..diana_mihailova.13 ноября 2018, 18:06

Участники Собора епископов УПЦ 13 ноября 2018 года

Епископы УПЦ подтвердили готовность встретиться с Президентом Украины, но на церковной территории.

Собор архиереев УПЦ, который состоялся 13 ноября в Киево-Печерской лавре, выступил с заявлением относительно встречи с Петром Порошенко. Текст заявления опубликовал Информационно-просветительский отдел УПЦ.

В документе говорится, что Петр Порошенко инициировал на 13 ноября 2018 встречу с епископатом Украинской Православной Церкви в помещении Национального центра делового и культурного сотрудничества «Украинский дом» (бывший Музей В.И. Ленина).

«По благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на условленную дату епископат УПЦ собрался в Киево-Печерской лавре», – отмечается в заявлении.

Согласно документу, в этот же день было проведено экстренное заседание Священного Синода УПЦ, на котором было принято решение созвать Собор епископов Украинской Православной Церкви.

«Обсудив состояние церковно-государственных отношений, публичные заявления руководителей государства, которые можно расценивать как такие, которые были направлены против Украинской Православной Церкви, приняв во внимание настроения и мысли церковного народа и духовенства, а также исходя из того, что церковные вопросы должны обсуждаться на церковной территории, Собор епископов УПЦ принял решение встретиться с Президентом, но не в “Украинском доме”, а на территории Киево-Печерской лавры», – отмечают авторы заявления.

В документе подчеркивается, что об этом решении Собора сразу сообщили Президенту, однако Президент от встречи отказался.

«Учитывая эти обстоятельства, Собор епископов Украинской Православной Церкви подтверждает свою готовность к встрече с Президентом Украины, но на церковной территории», – говорится в документе.


Петр Порошенко звонил Блаженнейшему Онуфрию и приглашал иерархов приехать к нему на встречу в Украинский дом.

Во время заседания внеочередного Собора архиереев Украинской Православной Церкви, Блаженнейшему Онуфрию последовал звонок от Президента Украины Петра Порошенко, в котором он сообщил Предстоятелю УПЦ, что ждет епископат Церкви в Украинском доме. Также Президент поинтересовался, по какой причине архиереи не едут к нему на встречу.

Блаженнейший Онуфрий сообщил Петру Порошенко, что поскольку вопросы встречи должны были касаться церковной темы, а не государственной, то и встретиться закономерно будет на территории Церкви. В свою очередь, глава УПЦ пригласил Президента встретиться с собравшимися епископами Церкви в Киево-Печерской лавре.

Однако Петр Порошенко отклонил такое предложение.

Напомним, сегодня в 14:00 была запланирована встреча епископата УПЦ и Президента Украины, которая в итоге не состоялась.

В 11:00 состоялось заседание Священного Синода УПЦ, а затем - экстренное собрание Собора Украинской Православной Церкви.


Процесс предоставления Томоса об автокефалии является искусственно навязанным извне. Об этом говорится в официальном заявлении Собора архиереев УПЦ, который состоялся 13 ноября в Киево-Печерской лавре.

«Собор епископов отмечает, что процесс предоставления так называемого Томоса об автокефалии является искусственным, навязанным извне, не отражает внутренней церковной необходимости, не принесет реального церковного единства и углубит разделение и усилит конфликты среди народа Украины, – приводит текст заявления Информационно-просветительский отдел УПЦ. – При таких условиях участие епископата, духовенства и мирян УПЦ в этих процессах считаем невозможным».

Также Собор епископов УПЦ считает, что решения Священного Синода Константинопольского Патриархата от 11 октября 2018 относительно украинского церковного вопроса являются недействительными и такими, которые не имеют никакой канонической силы.

«В частности, решение об установлении юрисдикции Константинопольского Патриархата на территории Украины является следствием спекулятивной трактовки церковной истории, – говорится в документе. – А решение о снятии анафемы и других церковных запретов с лидеров раскола и признание действительности псевдохиротоний, которые были совершены ими во время пребывания в расколе, является следствием искаженного толкования православных канонов. История Православной Церкви не знает случаев преодоления раскола путем его простой легализации. Приняв такие антиканонические решение, признав раскольников в сущем сане, Константинопольский Патриархат, согласно церковным правилам, сам встал на путь раскола. В связи с этим, евхаристическое общение УПЦ с Константинопольским Патриархатом в настоящее время невозможно и прекращается».

***

Постанова Собору єпископів Української Православної Церкви від 13 листопада 2018 року
Вівторок, 13.11.2018 16:44
Собор єпископів Української Православної Церкви, який зібрався у Свято-Успенській Києво-Печерській Лаврі 13 листопада 2018 року, заслухавши Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія про виклики, що постали протягом останнього часу перед Українською Православною Церквою, ухвалив таке:
Українська Православна Церква, яка є канонічною та визнаною Помісними Православними Церквами, звершуючи своє служіння Богу і народу України, принципово підтримує незалежність та територіальну цілісність України. Українська Православна Церква присутня в усіх регіонах України та об’єднує як підконтрольні, так і непідконтрольні українській владі території, переживаючи разом зі своїм народом усі радощі й страждання.
Українська Православна Церква є самокерованою, наділеною всіма правами незалежності та самостійності, які на сьогодні потрібні для плідного служіння Богу та народу України.
Українська Православна Церква завжди послідовно виступала за зцілення розколу, за відновлення церковної єдності, тобто за єдину Церкву. Однак, відновлення єдності Українського Православ’я не повинно означати перетворення Церкви на елемент політики чи пропаганди, оскільки це суперечить природі Церкви. Переконані, що подолання церковного розділення має відбуватися без втручання державних, політичних та інших зовнішніх сил.
Собор єпископів виступає проти будь-яких спроб змінити назву Української Православної Церкви, про що вже заявляється першими особами держави, та інших проявів дискримінації віруючих Української Православної Церкви на законодавчому рівні. У разі прийняття відповідних законопроектів Верховною Радою України, Українська Православна Церква буде захищати свої права всіма законними засобами, які передбачені «Основами соціальної концепції Української Православної Церкви», законодавством України та Європейською Конвенцією з прав людини.
Собор єпископів Української Православної Церкви вважає, що рішення Священного Синоду Константинопольського Патріархату від 11 жовтня 2018 року стосовно українського церковного питання є недійсними та такими, що не мають жодної канонічної сили. Зокрема, рішення про встановлення юрисдикції Константинопольського Патріархату на території України є наслідком спекулятивного трактування церковної історії. А рішення про зняття анафеми та інших церковних заборон із лідерів розколу та визнання дійсності псевдохіротоній, які були звершені ними під час перебування в розколі, є наслідком спотвореного тлумачення православних канонів. Історія Православної Церкви не знає випадків подолання розколу шляхом його простої легалізації. Прийнявши такі антиканонічні рішення, визнавши розкольників у сущому сані, Константинопольський Патріархат, згідно з церковними правилами, сам став на шлях розколу. У зв’язку з цим, євхаристичне спілкування Української Православної Церкви з Константинопольським Патріархатом на даний час є неможливим і припиняється.
Вважаємо неприпустимим незаконне втручання Константинопольського Патріархату у внутрішні справи іншої Помісної Церкви та намагання вирішувати українське церковне питання за участі державної влади і розкольників, ігноруючи голос канонічної Української Православної Церкви. Натомість із прикрістю констатуємо, що сотні тисяч звернень вірян нашої Церкви до Патріарха Варфоломія із закликом не узаконювати розкол під приводом створення автокефалії так і залишилися без уваги.
Собор єпископів наголошує, що процес надання так званого Томосу про автокефалію є штучним, нав’язаним ззовні, не відображає внутрішньої церковної необхідності, не принесе реальної церковної єдності та поглибить розділення і посилить конфлікти серед народу України. За таких умов долучення єпископату, духовенства та мирян Української Православної Церкви до цих процесів вважаємо неможливим.
Українська Православна Церква принципово дотримується канонічного підходу до подолання церковного розділення. В основі цього підходу лежить необхідність покаяння тих, хто повертається з розколу. Двері Церкви ніколи не зачинялися перед тим, хто хоче бути у духовній єдності з Христом.
Собор єпископів констатує, що незаконні дії Константинопольського Патріархату призводять до глибокої церковної кризи як в Україні, так і в світовому Православ’ї. Молимося, щоб голос багатомільйонної пастви Української Православної Церкви був почутим, а вчинені дотепер Константинопольським Патріархатом дії були виправлені.
Собор єпископів закликає Константинопольський Патріархат до діалогу з Українською Православною Церквою за братньої участі всіх Помісних Православних Церков із метою соборного вирішення цієї проблеми.
Собор єпископів просить Предстоятеля Української Православної Церкви Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія звернутися до Предстоятелів Помісних Православних Церков з приводу кризової ситуації, що склалася в церковному житті України внаслідок незаконного втручання Константинопольського Патріархату.
Собор єпископів закликає всіх чад Української Православної Церкви посилити молитви, зберігати єдність між собою та вірність Святій Христовій Церкві і не боятися можливих випробувань, пам’ятаючи слова Господа і Спасителя нашого Іісуса Христа: «Будьте мужніми, бо Я переміг світ» (Ін. 16:33).
13 листопада 2018 року,


.Президент Украины Петр Порошенко проводит встречу с частью иерархов Украинской православной церкви....diana_mihailova.13 ноября 2018, 23:06


.Время томоса: Кризис назрел..Ростислав Ищенко..14 ноября 2018, 10:06
.matveychev_olegВторжение..14 ноября 2018, 12:00
.Митрополит Черкасский и Каневский Софроний: Что происходило на Синоде УПЦ 13 ноября...diana_mihailova.14 ноября 2018, 14:36
.Священники Винницы выступили против митрополита Симеона, не поддержавшего решения собора УПЦ...diana_mihailova.16 ноября 2018, 09:03
.
Tags: Укровыбор, православие, христианство
Subscribe

  • тягота-2020

    . 1 трлн долларов – стартовая цена короновируса для Китая. . Саранча наступает.... взгляд оптимиста на прогресс в ИИ: . Рэй Курцвейл о…

  • исток безнаказанности

    Тэээкс.... сие катовава протеже товаришча Трампа тама мучут ужо так што он наверна исть ни успиваит , ни том что ужо чото делать полезная ..И так…

  • Число Зверя, или Новый властный класс

    . Число Зверя, или Новый властный класс. В продолжение возникшей в обществе и СМИ дискуссии о единой государственной базе персональных данных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments