В Военной академии Генерального штаба упор в учебном процессе делается на наработки, полученные при выполнении задач в Сирии
Не так давно Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации отметила своё 185-летие. Это старейшее военное учебное заведение страны, которое по праву называют «кузницей генеральских кадров». Из стен ВАГШ выходят специалисты высшей квалификации в области военного управления, подлинные профессионалы, формирующие кадровую основу оборонной сферы государства.
Несмотря на свой внушительный возраст и именитый статус, вуз не почивает на лаврах. Здесь активно внедряются современные подходы к учебной и научной деятельности, в том числе широко применяется опыт выполнения задач в «особых районах» – прежде всего при ликвидации международного терроризма в Сирийской Арабской Республике.
В настоящее время в академии завершена работа по набору слушателей 2018 года. Кто сядет в этом году за эти «парты» и каков он, порт¬рет современного воспитанника ВАГШ? На эти и другие вопросы в интервью «Красной звезде» ответил заместитель начальника Военной академии Генерального штаба ВС РФ по учебной работе, кандидат военных наук, профессор генерал-лейтенант Алексей КИМ.
– Алексей Ростиславович, недавно в академии состоялся очередной выпуск: офицеры и генералы, получившие дипломы, убыли к местам службы. На смену им пришло новое поколение слушателей. Какие требования предъявляются к тем, кто в этом году впервые войдёт в учебные аудитории ВАГШ?
– Отбор в наш вуз не такой, как в другие военные учебные заведения. Во-первых, к нам поступают уже состоявшиеся военные профессионалы, люди в возрасте 35-40 лет, имеющие опыт командования крупными воинскими формированиями. Во-вторых, порядок поступления в ВАГШ предусматривает многоступенчатый отбор: сначала он проводится в военных округах, в центральных органах военного управления, а уже на финальном этапе – непосредственно в академии. Как и всегда, каждый, кто был в этом году зачислен на учёбу, успешно сдал контрольные тесты и экзамены по нескольким дисциплинам – от физической подготовки до теории военного искусства, прошёл собеседование, медицинскую комиссию и психологический отбор. Отмечу, что представители командования академии ежегодно лично присутствуют на вступительных испытаниях.
Наши сегодняшние слушатели – это командиры соединений, их заместители, а также представители органов военного управления различного уровня, специалисты военных вузов и научно-исследовательских организаций. Более половины поступивших в этом году абитуриентов получили боевой опыт в Сирии, многие удостоены высоких государственных наград. В общем, контингент солидный.
Требования к нашим слушателям традиционно высоки, их определяет начальник Генерального штаба. Все они учтены в учебных программах. Традиционно обучение в стенах ВАГШ проходят не только офицеры и генералы Вооружённых Сил, но и представители других силовых министерств и ведомств.
О престижности образования, полученного в академии, говорит конкурс на поступление, из года в год остающийся высоким. Обратимся к цифрам начала прошлого века. На обучение в Николаевской академии (предшественнице нынешней ВАГШ) ежегодно претендовали более полутора тысяч офицеров. К вступительным экзаменам допускались 400 – 500, а поступало около 150, при этом на выпускной, третий курс переходило порядка ста человек. Из них причислялись к Генеральному штабу не более половины, то есть немногим выше трёх процентов от первоначального количества.
Если говорить о цифрах нынешнего дня, то из каждой тысячи выпускников военных училищ, как правило, лишь один впоследствии оканчивает нашу академию. Всё это – избранные, штучные специалисты.
– Как меняется, обновляется профессорско-преподавательский состав академии? Какие новации применяете в учебной деятельности, при подготовке специалистов?
– Наша задача – сохранить преемственность лучших традиций учебной и научной работы, обогатить их современным опытом. Многие офицеры и генералы академии успешно выполняли задачи в Сирии в качестве военных советников, решали исследовательские и другие задачи. Уникален вклад нашего вуза в создание и организацию работы Центра по примирению враждующих сторон. Задачи в составе этой структуры выполняли начальники кафедр и их заместители, ряд преподавателей. Центром было проведено несколько значимых гуманитарных операций, в частности, обеспечен вывод боевиков из районов Алеппо, Хомса, Восточной Гуты и других. Продолжается подобная работа и в наши дни.
Безусловно, опыт сирийских событий сегодня используется повсеместно, и не только в нашей академии. Если же говорить о вернувшихся с Ближнего Востока представителях ВАГШ, то они активно передают свой опыт слушателям, используют его в научной работе. В академии создана электронная библиотека для хранения и изучения отчётных материалов преподавателей, выполнявших специальные задачи. Особенно важны наработки в области предотвращения вооружённых конфликтов, постконфликтного урегулирования, новых форм и способов противодействия терроризму, анализа результатов применения новейших образцов вооружения и военной техники. Тот опыт, который приобретается нашими преподавателями в ходе выполнения задач в составе Центра по примирению враждующих сторон, полностью вписывается в учебный процесс и перекладывается на образовательную деятельность. Известно, что наука без практики мертва, поэтому то, что представители ВАГШ получают практические навыки на передовых рубежах, бесценно со всех точек зрения.
Говоря о внедрении новаций в учебном процессе, хочу обратить внимание на широкое использование инновационных образовательных технологий. Вообще, всё новое, что приходит в Вооружённые Силы, как правило, проходит апробацию в стенах ВАГШ. К примеру, у нас введён в строй Центр военных игр, в котором с учётом новейших достижений в области информационных технологий оборудованы учебные командные пункты стратегического и оперативно-стратегического звеньев управления. В ходе командно-штабных военных игр со слушателями отрабатываются вопросы оперативного развёртывания войск в целях предупреждения или срыва агрессии противника с учётом опыта боевых действий современности, ведение операций различного уровня.
Для обеспечения функционирования учебных объектов, а также решения проблем информатизации учебного процесса, военно-научной работы и повседневной деятельности академии при кафедре военного управления создан объединённый учебный автоматизированный командный пункт. Научно-педагогический состав и слушатели полностью обеспечены современной компьютерной техникой. Запущены в эксплуатацию и эффективно работают электронно-вычислительные сети академии и факультетов, которые сопряжены с сетями Национального центра управления обороной Российской Федерации, с ведущими научными центрами, библиотеками и вузами, такими как МГУ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, рядом других.
– Что дают слушателям академии стажировки в войсках?
– Для начала скажу, что на стажировках слушатели выполняют учебно-боевые задачи на тех должностях, на которые их планируется назначить после выпуска. По такому же принципу слушатели привлекаются на все значимые учения. Отмечу, что выезды в вой¬ска носят разноплановый характер. Например, в этом году наши слушатели выезжали на Северный флот. В учениях, на сборах, в других крупных мероприятиях принимают участие и наши преподаватели, в том числе с научно-исследовательскими целями.
– Известно, что, помимо обра¬зовательной деятельности, в ВАГШ традиционно ведётся и большая научная работа. В каких отраслях? Можно ли говорить о том, что в академии изучаются перспективы развития Вооружённых Сил, предопределяется возможный характер и образ будущих войн?
– Действительно, научная работа у нас ведётся активно, причём по широкому спектру направлений. В составе академии – три института, два научных центра. Основная роль принадлежит Центру военно-стратегических исследований. Здесь решаются особо значимые научные задачи, связанные с прогнозированием угроз национальной безопасности России на ближайшие 30–50 лет, обоснованием перспективных эффективных способов стратегического сдерживания, прогнозированием характера вооружённой борьбы в войнах и вооружённых конфликтах различного масштаба, обоснованием перспектив развития организационных основ Вооружённых Сил, систем оружия на новых физических принципах и эффективных способов их боевого применения.
ВАГШ также осуществляет разработку перспективных форм и способов оперативной подготовки, применения группировок войск на новых театрах военных действий. Академия проводит обоснование состава и структуры перспективной автоматизированной системы управления войсками в едином информационно-коммуникационном пространстве. Также проводятся фундаментальные, проблемно-поисковые и прикладные исследования в области всеобщей и отечественной военной истории. Отмечу, что к работе по всем этим сферам научной деятельности активно привлекаются и слушатели. На сегодня проводится свыше 80 научных исследований, из которых 30 академия проводит в качестве головного исполнителя в Вооружённых Силах.
Кстати, возвращаясь к вопросу о профессорско-преподавательском составе, должен отметить, что в академии в настоящее время трудятся 76 докторов и около 300 кандидатов наук. Такой научный потенциал позволяет нам в полном объёме проводить обучение слушателей в рамках предъявляемых к ним квалификационных требований. Ведётся у нас и подготовка научно-педагогических и научных кадров: она осуществляется в докторантуре, адъюнктуре и путём соискательства. В академии функционируют пять диссертационных советов, которые принимают к защите диссертации по восьми научным специальностям в пяти отраслях науки – военной, философской, политической, экономической и исторической. Следует добавить, что в рамках приоритетных научных направлений, спланированных для Вооружённых Сил, в академии функционируют четырнадцать научных школ.
– Планирует ли Военная академия Генерального штаба участвовать в Международном военно-техническом форуме «Армия-2018», в каком формате и что будет представлять?
– В третьей декаде августа наши специалисты готовятся принять участие не только в событиях «Армии-2018», но и в Международном форуме «Неделя национальной безопасности», который также пройдёт на площадках Конгрессно-выставочного центра «Патриот». Представители академии будут работать как на открытых, так и закрытых экспозициях.
Наши сотрудники – руководители и участники самых передовых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, некоторые результаты которых будут представлены гостям форумов. Также будет продолжена работа, успешно начатая в рамках «Армии-2017», когда в академии были организованы круглые столы по особенностям современных войн и вооружённых конфликтов и по опыту выполнения задач в Сирийской Арабской Республике. Мероприятия, подобные МВТФ «Армия», – это отличная возможность для обмена опытом и передовыми научными знаниями в интересах национальной безопасности и обороны нашего государства.
– Алексей Ростиславович, каким, на ваш взгляд как выпускника академии, генерала с боевым опытом, должен быть портрет современного слушателя Военной академии Генерального штаба?
– На протяжении 185 лет академия Генерального штаба является главным военным учебным заведением России, готовит необходимых государству и Вооружённым Силам специалистов стратегического уровня управления. За это время из стен вуза вышли более 23 тысяч офицеров, генералов и адмиралов.
Сегодня академия по-прежнему готовит профессионалов, которым в недалёком будущем предстоит руководить строительством и подготовкой Вооружённых Сил, выполнять поставленные задачи в центральных органах военного управления и в структурах армейского звена. Именно поэтому вся наша образовательная и научная деятельность ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных умело руководить войсками в самой сложной обстановке, независимо от условий ведения военных действий, их динамики и степени предсказуемости. Научный потенциал академии, профессионализм профессорско-преподавательского состава и имеющаяся учебная база позволяют готовить разносторонне образованных руководителей государственного масштаба.
Что же касается портрета слушателя… Будущий выпускник Военной академии Генерального штаба должен в период обучения пройти фундаментальную системную подготовку, проявлять высокий уровень культуры, высокие моральные качества, неукоснительно следовать кодексу офицерской чести. Мы стараемся готовить их как наследников ратной славы всех поколений защитников Отечества.