Михаил legarhan (legarhan) wrote,
Михаил legarhan
legarhan

Император, найденный за занавеской

.qebedoИмператор, найденный за занавеской.
Из мрачной череды психопатов, параноиков, убийц и манипуляторов, называемых "династией Августа", император Клавдий выделяется. Нет, не добротой или скромностью, хотя по сравнению с Калигулой или Нероном он был почти образцом скромности и практически эталоном доброты - всё познается в сравнении, и десятки казненных без суда и по сомнительным обвинениям при Клавдии меркнут по сравнению с сотнями жертв этих двух персонажей (или, предположим, Тиберия, Августа или Цезаря, тоже истреблявших врагов целыми списками). И уж тем более не отличается сабж от всех перечисленных выше каким-то потрясающим величием, грандиозными завоеваниями, переворачивающими всё с ног на голову реформами...

Император Клавдий вошел в историю как человек смешной и нелепый. Трусоватый и страдающий "трясучкой", заикающийся интроверт, подкаблучник и обжора с самого детства имел репутацию "гадкого утенка" и простофили, отчего в семье его просто терпели, ибо он научился всегда и везде быстро находить темный угол и надежно в нем прятаться. Власть свалилась ему на голову совершенно неожиданно - после смерти Калигулы преторианцы, рыскавшие по дворцу, нашли дядю убитого за занавеской, тоже уже практически скончавшегося от ужаса, и выставили против ненавистного им сената как жупел, не особо интересуясь тем, "что на нем написано". "Случайным императором" вертели, как марионеткой, его злые и развратные жены (сперва Мессалина, потом Агриппина - не каждому мужу "везет" хотя бы с одной такой стервой) и коррумпированные слуги-вольноотпущенники, а в итоге он был отравлен и похоронен под злобное глумление "великого философа" Сенеки в памфлете "Отыквление божественного Клавдия".

Такова "внешняя сторона картины". Однако уже те, кто писал историю по горячим следам (Тацит, Светоний и пр.), замечали "двойное дно" Клавдия - который, безо всяких сомнений, был прекрасно образован, имел тонкий вкус, а также склонность со способностью к научным трудам. При нем была завоевана Британия - событие такого масштаба, до которого не сподобились "харизматичнутые" Тиберий, Калигула или Нерон. И т.п., и т.д. - получался такой странный и не укладывавшийся в обычные рамки образ "императора-очкарика", который не так прост, каким кажется. Апофеозом "пересмотра Клавдия" в литературе стала, конечно, великолепная дилогия Роберта Грейвза ("Я, Клавдий" и "Божественный Клавдий").

Ну а книга французского автора Пьера Ринуччи "Клавдий", изданная в серии ЖЗЛ, стала такой попыткой развенчать все поверхностные мифы об "императоре-простофиле". в жанре научпопа Не то чтобы в нашей отечественной историографии эти мифы до сих пор никто не попирал - просто в таком объеме о Клавдии никто и не писал (и в этом-то и была она, дискриминация - чего писать об этом тупом обжоре-рогоносце, когда Цезарь! Август! Тиберий! Калигула! Нерон!..). Потому и книга сия вельми любопытна - когда автор показывает, что знаменитая "свадьба" Мессалины с любовником была на самом деле "тонкой политической игрой", как брак с Агриппиной (самкой-хищницей, одержимой идеей-фикс сделать своего сына Нерона императором - тут традиционная историография не врет) был на самом деле такой же тонкой игрой, чтобы удержать политическое равновесие, не скатываясь в тупые репрессии а-ля Тиберий-Калигула. Как "наглые выскочки-вольноотпущенники" создавали эффективный административный аппарат (и как оный аппарат работал), как лично Клавдий деликатно и тонко "разруливал" сложные конфликты с иудеями, фракийцами, лавировал между заговорами и покушениями. И как "без шума и пыли" улучшал и делал эффективнее монументальный механизЬм великой империи.

Конечно, поддаваясь чувству симпатии к персонажу, мсьё Ринуччи частенько "тушует краски" - о "кговавых гепгессиях" упоминает, но "слегка смазанно", а также рассматривает традиционные тексты через лупу недоверия, во всем отыскивая злой умысел "фальсификаторов на службе сенатской оппозиции", причем (что увы) зачастую самым банальным способом - выискивая у Тацита или Светония "скрытый смысл и шифры, понятные современникам и непонятные нам"... Впрочем, таких примеров много, чтобы они были заметны, но не столько, чтобы окончательно портить впечатление от книги. Так что - читайте, толковую и обстоятельную биографию императора Клавдия (а также включенный в нее "социальный очерк" Римской империи того времени).



[ссылки]
https://www.google.ru/search?client=ubuntu&channel=fs&q=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B8%D0%B9&ie=utf-8&oe=utf-8&gfe_rd=cr&dcr=0&ei=Gk1rWsPeCO2F3APOzIy4Cw

Tags: Клавдий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments