В ходе Февральской революции 1917 года Николай II подписал отречение от престола. Взамен этого Временное правительство обещало ему и его семье беспрепятственный выезд за границу.
Позже глава Временного правительства А. Ф. Керенский заверял: «Что же касается эвакуации царской семьи, то мы решили отправить их через Мурманск в Лондон. В марте 1917 года получили согласие британского правительства, но в июле, когда всё было готово для проезда поезда до Мурманска и министр иностранных дел Терещенко отправил в Лондон телеграмму с просьбой выслать корабль для встречи царской семьи, посол Великобритании получил от премьера Ллойд Джорджа ясный ответ: британское правительство, к сожалению, не может принять царскую семью в качестве гостей во время войны».
Вместо Мурманска императорскую семью отправили в Тобольск, т. к. в столице усиливались анархические настроения и к власти рвались большевики. Как известно, после свержения Временного правительства новые руководители посчитали, что Романовых нужно уничтожить физически.
Так почему же Царя не приняли в Англии?
Оценивая ситуацию, историк и писатель Геннадий Соколов говорил: «Керенский не лукавил, не обелял себя задним числом. Рассекреченные документы полностью подтверждают его слова».
Романовы должны были на самом деле отправиться в Англию, т. к. во время Первой мировой войны обе страны считались союзниками, да и члены королевской и императорской семей были друг другу не чужими. Георг V приходился двоюродным братом и Николаю II, и его супруге Александре Федоровне.
Слева направо Принц Уэльский Эдуард, Николай II, цесаревич Алексей и будущий король Георг V, 1909 год. | Фото: regnum.ru.
Георг V писал своему кузену: «Да, мой самый дорогой Ники, я надеюсь, что мы всегда будем продолжать нашу с тобой дружбу; ты знаешь, я неизменен, и я всегда тебя так любил… В мыслях я постоянно с тобой. Благослови тебя Бог, мой дорогой старина Ники, и помни, что ты всегда можешь рассчитывать на меня как на своего друга. Навеки твой преданный друг Джорджи».
22 марта 1917 кабинетом министров Великобритании было принято решение о «предоставлении императору и императрице приюта в Англии на время, пока идет война». Спустя неделю Георг V стал себя вести совсем не так, как писал «старине Ники». Он усомнился о целесообразности прибытия Романовых в Англию, да и путь опасный…
2 апреля 1917 года министр иностранных дел Англии лорд Артур Бальфур высказал королю свое удивление о том, что монарху не следует идти на попятную, т. к. министры уже приняли решение о приглашении Романовых.
Но Георг V проявил настойчивость и спустя пару дней написал главе МИДа: «Проинструктируйте посла Бьюкенена, чтобы он сказал Милюкову, что мы должны отказаться от своего согласия на предложение российского правительства». В послесловии он подчеркнул, что не король приглашал императорскую семью, а британское правительство.
В мае 1917 году МИД России получил новое распоряжение от посла Великобритании, в котором указывалось, что «Британское правительство не может посоветовать Его Величеству оказать гостеприимство людям, чьи симпатии к Германии более чем хорошо известны». Сыграла на руку и пропаганда против Николая II и его супруги, которая, как известно, была немкой по происхождению. Ближайший родственник бросил на произвол судьбы своего кузена, а печальный финал этой истории известен всем.
Некоторые историки объясняли такую позицию Георга V в отношении Романовых тем, что он боялся революции в Великобритании, т. к. рабочие профсоюзы очень симпатизировали большевикам. Опальная императорская семья могла только ухудшить ситуацию. Ради сохранения трона «Джорджи» решил пожертвовать кузеном.
Но если верить сохранившимся документам, секретарь короля написал английскому послу Бертье в Париже: «Это было твердое убеждение короля, который никогда этого не хотел». Т. е. с самого начала Георг V не желал переезда Романовых в Англию. Да и Россия всегда считалась геополитическим соперником Великобритании.
Не зря же поэт времён Серебряного века Николай Вентцель в 1902-м году создал стихотворение, в котором звучали такие строчки:
Стихотворение это было, в определённой степени, политизированным. Так как в нём было тонко подмечено отношение думающей интеллигенции к супруге Николая Второго, который был женат на даме, имевшей потомственное отношение к английскому королевскому двору.
Но выражение не Вентцелем было придумано, а, говорят, что ещё Суворовым или кем-то немного позже. Афоризм этот - не авторский. Но имелась в виду какая-то английская персона, скорее всего - королева Виктория. А Вентцель неплохо обработал эти слова.
С той поры это крылатое выражение применяли, когда хотели сказать "он(а) задумал(а) какие-то тайные козни и претворяет их потихоньку в жизнь".
[ источники]источники
http://www.kulturologia.ru/blogs/101117/36621/
А как же! Мы можем вспомнить, как Британия должна была напасть на СССР 1 июля 1945 или например что делали Английские агенты на Кавказе во время Крымской войны или например Как Англия помогала фашистам сбывать российское золото
++++ ***** ++++
Старая добрая Англия... затаила обиду на Тюдоров унырнувших в Московию еще при Иване IV....