Михаил legarhan (legarhan) wrote,
Михаил legarhan
legarhan

В этот день… 7 октября – О Брежневской Конституции – и лётчике Мациевиче

у shatff в В этот день… 7 октября – 1
Живи мы лет тридцать назад – имели бы сегодня законный выходной по случаю Дня Конституции (именуемой также «Конституцией развитого социализма», или, попросту – Брежневской). Любопытно, что в связи с её принятием советский народ, поначалу, лишится выходных сразу на три года: в 1977-м старый «День Сталинской Конституции» отменят – а новый ввести не успеют… в следующие два года он выпадет на выходные – но в те времена их не компенсировали!..)

…По совпадению, документ просуществует на год меньше, чем создавался  (а это заняло пятнадцать лет – первым председателем конституционной комиссии был ещё Никита Сергеевич…) Что ещё? Последней поправкой в Конституцию станет учреждение должности Президента СССР…

…Идём дальше – в прошлое. 7 октября (или – 24 сентября по ст. ст.) 1910 года в Петербурге на празднике воздухоплавания погиб знаменитый лётчик Лев Мациевич – и эта первая в России смерть в авиационной катастрофе останется одной из загадок отечественной истории. Впрочем – по порядку.

  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e2/Vladimir_Putin_on_board_Peter_the_Great-1.jpg/170px-Vladimir_Putin_on_board_Peter_the_Great-1.jpg

…Мациевич был родом из Чигиринского уезда Киевской губернии – ещё в юности он участвовал в студенческом кружке «Студентська громада» – а затем, по мнению источников, станет одним из основателей Революционной  украинской партии… впрочем, если и так – в дальнейшем его активность не очень просматривается. Зато молодой человек заканчивает сразу три учебных заведения – Харьковский технологический институт, Морское инженерное училище (экстерном) и, наконец – Николаевскую морскую академию.

(Уже в те времена молодой инженер работал на военно-морской флот – и  предложил несколько проектов (включая противоторпедную защиту кораблей). В 1907-м его направляют на Балтийский завод – наблюдателем за строительством подлодок; и здесь Мациевич отметится целым рядом изобретений (как говорят – разработает полтора десятка новых типов подводных судов!) Однако…

…морского офицера неудержимо влекло в небо!.. (Авиация в те годы была совершенным новшеством – и вызывала всеобщий ажиотаж). Мациевич сумеет соединить хобби с профессией – и предложит первый в истории проект авианосца (с навесной палубой для взлёта-посадки, тормозной системой и катапультой – в сущности, всё как в наши дни!..) Он писал: «Качество аэропланов позволяет думать о возможности применения их к морскому делу. При помещении одного или нескольких аэропланов на палубе корабля они могут служить в качестве разведчиков, а также для установления связи между отдельными судами эскадры и для сообщения с берегом. Кроме того, возможен специальный тип корабля, снабжённого большим количеством аэропланов (до двадцати пяти)».



…Идею одобрят… и положат под сукно; впрочем – самого Мациевича отправят в Париж, закупать самолёты у знаменитого Формана. За полгода он не только получит лицензию пилота (за номером 176 – а в России Мациевич станет 31-м) – но и наметит планы на ближайшее будущее: «Изучу основательно недостатки существующих аэропланов, а затем займусь проектированием нового». Увы… до происшествия на Комендантском поле (кстати, именно в этом районе на севере Питера когда-то был убит Пушкин)… так вот – до Праздника воздухоплавания оставались считанные месяцы…

…Мероприятие собрало аншлаг (невзирая на эпидемию холеры) – билеты в ложу стоили двадцать пять (ещё тех!) рублей; на простые места – от пяти рублей до полтинника. Прибудут члены императорской фамилии, военный министр Сухомлинов, премьер Столыпин, председатель Госдумы Гучков… (Двух последних – а также многих других видных гостей катал именно капитан. Как писал очевидец: «Все хотели летать с Мациевичем, всем он внушал доверие и всех очаровывал своим удивительным обаянием большого и талантливого человека».

…Всего лётчиков было одиннадцать – и в тот день было поставлено немало рекордов – а назавтра, уже после того, как сигнальная пушка в шесть вечера оповестит об окончании полётов, «…по трибуне пронесся вздох ужаса: зрители услышали в воздухе непонятный треск, аэроплан странно качнулся, передняя часть наклонилась, он будто переломился пополам. Потом на мгновение аэроплан выровнял полет и тут же, к ужасу собравшихся, стал разламываться на части. Фигурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. Тысячи людей застыли в оцепенении. Летчик что-то кричал, переворачиваясь в воздухе. Следом, разломанный на две части, рухнул аэроплан. На трибуне, прижав к себе семилетнюю дочь, билась в истерике жена офицера – Александра Анатольевна».



…После падения с 400-метровой высоты шансов у пилота не было… Мациевича похоронят, как героя. Следствие установит, что причиной аварии стала лопнувшая проволока – она накрутилась на винт и сломала лопасть; та  угодила в мотор; лётчик пытался выправить самолёт, откинулся назад – и выпал наружу…

…Впрочем, кто же верит официальным версиям?.. Специалисты по тайнам сразу же обратили внимание на странное обстоятельство – Мациевич поднимется в воздух буквально в последние минуты мероприятия, без всякой необходимости… Не было ли это самоубийством?..

…Другой причиной могли стать пассажиры пилота – точнее, конкретно  Столыпин (причём Мациевичу пришлось премьера уговаривать – у того были проблемы с сердцем; возражала и охрана). В те времена реформатор находился под прицелом террористов – а пилот состоял в партии эсеров!..  (Правда, похоже, в значительной степени от неё  отошёл – но есть предположение, что товарищи поручили ему привести приговор в исполнение). Происходившее на борту осталось неизвестным – однако премьер был благополучно возвращён на землю. И тут Мациевич осознал, что его ждёт неминуемая месть…

…Справедливости ради – он погибнет на следующий день… Потому, соглашаясь с этой версией, логичней предположить, что самолёт был намеренно повреждён… но тогда – почему злосчастная проволока продержалась до самого конца; ведь без этого незапланированного полёта капитан остался бы жив?..

 

PS: …Некоторые считают, что самоубийство действительно произошло – но причиной стала супружеская неверность. Впрочем, это – совсем другая история.


.ПРИНОШЕНИЕ.

Мациевич Лев Макарович (1877-1910)

Русский летчик, капитан. Родился 13.05.1877 в Киевской губернии. Окончил Харьковский технологический институт (1901), Морскую академию в Петербурге (1906). После окончания института был зачислен в корпус корабельных инженеров по Морскому министерству, с 1908 служил в Морском Техническом комитете, затем назначен в Отдел воздушного флота (1909). Занимался проектированием самолета, выступал с предложениями о применении аэропланов в морском деле и разработке гидросамолета. В 1910 направлен во Францию для приемки заказанных самолетов и двигателей, организации обучения русских офицеров в летных школах, там же окончил летную школу А.Фармана. Возвратившись в Россию, много летал, продолжил работу над проектом самолета. В сентябре 1910 одновременно с пилотом М.Н.Ефимовым совершил первые ночные полеты в России. После ряда успешных полетов во время 1-го Всероссийского праздника воздухоплавания на Комендантском аэродроме в Петербурге, совершая показательный полет 07.10.1910 на аэроплане Фарман погиб, выпав из разрушавшегося самолета (первая авиационная катастрофа в России).
На месте гибели в 1912 установлен памятный камень (архитектор И.А.Фомин; ныне на углу Аэродромной улицы и Серебристого бульвара). Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Именем Мациевича названа площадь - площадь Льва Мациевича (в районе бывшего Комендантского аэродрома).


Премьера поджидал пилот - капитан Лев Макарович Мациевич, в прошлом офицер подводных лодок. Глядя в глаза Столыпину, он невозмутимо доложил:
- Ваше высокопревосходительство, осмелюсь заявить, что я революционер, и мне выпадает хороший случай разделаться с вами за тот реакционный курс политики, который вы проводите... По-человечески говорю: прежде чем лететь со мною, вы подумайте!
"Ах, эти газеты..." А пропеллер уже вращался.
- Спасибо за искренность... Мы полетим!
Мациевич любезно помог ему забраться в кабину, крепко стянул на Столыпине ремни, велел держаться за борта двумя руками.
- Могу только одной, - пояснил Столыпин. - Вторая рука была прострелена насквозь вами... революционерами!
Трава осталась внизу. Мациевич часто оборачивался, чтобы посмотреть, не вывалился ли премьер на крутых разворотах. "Этажерка" его тряслась каждой своей жердочкой.

Валентин Пикуль, "Нечистая сила"

Tags: Мациевич - Путин
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments