В сегодняшнем номере газеты "Коммерсантъ" опубликовано интервью с генеральным директором РСК МиГ Ильей Тарасенко. Наш блог приволит его текст.
В 2016 году российская самолетостроительная корпорация (РСК) МиГ завершила реализацию двух крупных контрактов по линии Минобороны: военные получили палубные истребители МиГ-29К и средние МиГ-29СМТ. О том, что корпорация готова поставить российским и иностранным заказчикам в ближайшие десять лет, какое место РСК отведено в военном дивизионе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и почему нельзя недооценивать перспективы беспилотных аппаратов, гендиректор предприятия Илья Тарасенко рассказал корреспондентам "Ъ" Ивану Сафронову и Александре Джорджевич.
— Ведется ли реструктуризация внутренних активов РСК МиГ или облик корпорации окончательно сформирован?
— Де-факто процесс реструктуризации компании был запущен в конце 2009 года — тогда наша команда впервые пришла в МиГ. Мы, в частности, изменили принципы управления программами, создав дирекцию по координации, которую я тогда возглавил. Это позволило нам перейти на новый уровень создания многофункциональных истребителей и взаимодействия с поставщиками. Сейчас эти процессы практически завершены: мы на финальной стадии реструктуризации в части производства. В 2016 году мы включили в состав корпорации нижегородский авиастроительный завод "Сокол", и с января 2017 года он стал полностью работать в рамках корпоративной культуры РСК МиГ: там делаем реструктуризацию механического оборудования, сокращаем сроки циклов производства в цехе окончательной сборки, ведем отработку самолетов. Реализуется ряд больших проектов по техническому перевооружению нашей летно-испытательной базы в Луховицах. Мы ввели, наверное, самое лучшее композитное производство, которое есть в авиационной промышленности, запустили новое гальваническое производство. На Калязинском машиностроительном заводе обновляем станочный парк. Исходя из всего этого, я полагаю, что запланированные на ближайшие три года финансовые показатели будут достигнуты.
Взлет пары истребителей МиГ-29СМТ (бортовой номер "32" красная) и МиГ-29УБТ ВКС России (бортовой номер "71" красная, регистрация RF-92944), 2017 год (с) Олег Иванченко / Russianplanes.net
— Сильный прирост прогнозируете?
— 2016 год мы завершили с выручкой на уровне 56,7 млрд руб. с чистой прибылью 5,6 млрд руб. В 2017 году рассчитываю увеличить выручку примерно на 15-17%. Мы ведем существующие проекты, учитывая то, что наше предприятие должно приносить деньги.
— Вы упомянули станочное производство: это отечественное оборудование?
— Именно. У нас были поставки импортного оборудования в рамках прошлых федеральных целевых программ, но в данный момент все станки, которые поступают в РСК МиГ, отечественные.
— В каком состоянии находится проект турбовинтового самолета Ил-114? Каким видите стартовый заказ?
— Будет развернуто серийное производство. Все зависит от системы продаж, которую организовывает Объединенная авиастроительная корпорация. Программу послепродажного обслуживания в части РСК МиГ мы начали разрабатывать уже сейчас. К старту производства машина будет полностью в цифровом формате. Запуск документации будет происходить в КБ Ильюшина, потом передаваться в ОКБ Микояна, а дальше идти на наши производственные площадки — это Нижний Новгород и Луховицы, а также к ряду наших смежников, которые участвуют в проекте. Таким образом, загрузка этих площадок происходит по линии взаимодействия внутри ОАК между гражданским и военным дивизионом. Хочу отметить, что обслуживание Ил-114 будет вестись на всем жизненном цикле машины. Мы рассчитываем, что будет произведено около 300 самолетов.
— Претенденты на машину уже есть?
— Пока мы говорим только о внутреннем заказчике, но, естественно, рассматривается и продажа за границу. Сейчас самое главное — произвести первый опытный самолет, начать летать, а поставки развернуть уже с 2021 года.
— Время вашего руководства "Гражданскими самолетами Сухого" пришлось на проект SSJ 100 и его продвижение на международном рынке. Этот опыт вам в РСК МиГ пригодился?
— Это единственный коммерческий продукт гражданской авиации на данный момент. Схемы привлечения финансирования, работы с лизинговыми компаниями, продаж, привлечения зарубежных денег, trade in — все эти механизмы я пытаюсь применить сейчас в РСК МиГ, хотя военная тематика весьма специфична.
— Как обстоят дела с реализацией военных контрактов?
— В 2016 году мы поставили военным все корабельные истребители МиГ-29К и истребители МиГ-29СМТ. Также мы завершили длительный контракт 2004 года по поставке корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ ВМС Индии, сейчас находимся на этапе реализации наших контрактных обязательств по послепродажному обслуживанию этих самолетов. В рамках программы Make in India мы с нашими партнерами разворачиваем в Индии ремонтные мощности, создаем там склады запчастей, обеспечиваем минимальный возврат деталей для того, чтобы максимально повысить боеготовность этих самолетов.
— Минобороны РФ будет еще заказывать корабельные истребители?
— Имеющийся сейчас объем МиГ-29К достаточен для эксплуатации на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов". Когда возникнет потребность в увеличении, мы готовы будем ее восполнить.
— Ваши специалисты привлекались к расследованию причин аварии с истребителем МиГ-29К, происшедшей в Средиземном море после вылета с авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов"?
— Наши специалисты всегда привлекаются в таких ситуациях, чтобы дать свою экспертную оценку.
— Военные не хотят восполнить эту потерю, заказав еще один такой истребитель?
— Пока нет.
— Вы не хотели бы получить право на внешнеэкономическую деятельность?
— Нет, нам достаточно того, что сейчас существует. Объединенная авиастроительная корпорация получила право на послепродажное обслуживание самолетов за рубежом. А что касается поставок самолетов, то такое право есть у "Рособоронэкспорта" — этого достаточно, чтобы продвигать нашу продукцию на внешние рынки.
— На рынке боевой авиации складывается непростая ситуация: Минобороны получило достаточное количество самолетов в рамках действующей госпрограммы вооружения, и это их пока удовлетворяет. То же самое на международных рынках: Алжир, Индия, Египет предпочитают модернизировать технику, просто продлевая ее жизненный цикл. Как будете продвигать свою продукцию?
— Всем военно-воздушным силам требуется легкий и средний самолет в том классе, в котором находятся наши МиГ-29М/М2 и МиГ-35. Срок службы самолета в какой-то момент подходит к концу. Сейчас по ряду стран происходит плановая замена самолетов. Например, мы сейчас активно общаемся с Казахстаном, также продолжаем участвовать в тендерах в Индии. Наши самолеты представлены в 56 странах мира, при этом в некоторых государствах они являются основной боевой единицей. Когда мы предлагаем наш самолет, мы предлагаем комплексный продукт: обучение, систему послепродажного обслуживания. Обслуживание нашего самолета на всем жизненном цикле дешевле примерно на 25%, чем у наших зарубежных конкурентов. Поэтому нашим партнерам понятно, почему стоит закупать эту машину. Все хотят сэкономить, но при этом иметь боевой самолет, который по своему функционалу приближен к пятому поколению.
— Кроме Индии есть еще примеры совместных программ?
— Мы делали офсетные программы в Перу, когда модернизировали самолеты там. Предлагали такие программы ряду других стран, с которыми мы работаем.
— Индия и Перу, какие-то еще крупные есть партнеры?
— Скажу обтекаемо: это Ближний Восток и Латинская Америка. Все наши контракты идут в графике, а по некоторым из них мы вышли на опережение.
— Какой экспортный потенциал видите у МиГ-35 и в рамках новой госпрограммы вооружений?
— На презентации данного истребителя в Луховицах присутствовали представители 30 стран, в том числе все государства, которые уже имеют на вооружении самолеты МиГ-29. Это и есть наши потенциальные клиенты, с некоторыми из них мы ведем переговоры. Что касается нашего главного внутреннего заказчика — Минобороны РФ, то самолет будет закуплен в рамках новой госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2025 года. Сейчас МиГ-35 проходит летные испытания, по их итогам будет заключение твердого контракта.
— На 37 машин?
— Лучше уточнить у Минобороны РФ.
— Не смущает, что военные с 2012 года обещают его скорое поступление в войска? Говорилось, что тогда самолет не соответствовал тактико-техническим характеристикам военных.
— Сейчас МиГ-35 соответствует на 100% всем техническим требованиям, которые нам выставляют заказчики.
— Сколько времени составляет производственный цикл для одной машины?
— С момента подписания контракта — чуть более года. Это вместе с отработкой и прохождением летных испытаний.
— С загрузкой производственных мощностей проблем нет?
— Они загружены до 2025 года.
— В СМИ проходила информация, что компания "Сухой" и РСК МиГ могут быть соединены в один актив. Как можете прокомментировать?
— Речь не о соединении в один актив, а о работе в рамках дивизиона. Стратегия ОАК подразумевает последовательное дивизиональное распределение всех своих активов по типам авиации: транспортная, боевая, гражданская, специальная. Вполне логично, что в этих рамках МиГ и "Сухой" входят в дивизион военной авиации. Это не новость. Наша работа полностью координируется Объединенной авиастроительной корпорацией.
— То есть речь о фактическом слиянии не идет?
— Оба предприятия войдут в дивизион военной авиации на равных правах, никто никого не будет поглощать. Но, естественно, вторичные и дублирующие функции у каждого из предприятий будут отсечены. Это стандартная мировая практика. Убежден, что все это позволит повысить эффективность ключевых процессов в обеих компаниях.
— Работа над проектом с Объединенными Арабскими Эмиратами по созданию совместного истребителя началась?
— На IDEX-2017 в Абу-Даби было подписано соглашение с ОАЭ, подразумевающее, что концептуально наши коллеги готовы вместе с нами создавать легкий многофункциональный самолет пятого поколения. Принципиальное решение о том, что мы идем по этому пути, уже было принято. Сейчас мы находимся на стадии проработки сроков реализации этого проекта.
— Название еще не придумали?
— Пока нет.
— У "Сухого" есть два флагманских проекта — многоцелевой истребитель Су-35С и перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50. А что МиГ сможет предложить клиентам после МиГ-35?
— Мы разделили свой бизнес на несколько частей. Первая — это модернизация ранее поставленных заказчику самолетов. Иными словами, мы можем их модернизировать таким образом, чтобы максимально приблизить их характеристики к самолетам пятого поколения. Параллельно будем работать и по имеющимся сейчас проектам МиГ-29 и МиГ-35. Вторая же часть, которую мы предлагаем заказчикам и над которой работаем отчасти в инициативном порядке,— это перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата. Третье направление — это беспилотная авиация.
— Вы в инициативном порядке разрабатываете замену перехватчикам МиГ-31?
— Да, с привлечением наших смежников. Пока мы работаем над концепцией проекта и его обликом.
— Модернизация парка истребителей-перехватчиков МиГ-31 уже завершена?
— Есть текущий контракт, который мы успешно выполняем.
— Это последняя модернизация самолетов данного типа или же их жизненный цикл позволит провести спустя какое-то время еще одну?
— Поверьте, мы сможем предложить Минобороны РФ оба варианта.
— То есть к тому моменту, когда МиГ-31 потребует новой модернизации, перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата должен быть готов к эксплуатации?
— Планируем так.
— Каким вы видите развитие беспилотной авиации на предприятии?
— За беспилотной тематикой будущее. Операция, которую наши вооруженные силы проводят в Сирии, показала, что недооценивать роль беспилотной авиации в конфликтах нельзя. Наш задел, который создавался с начала 2000-х, оказался очень кстати, многие наработки сейчас реализуются в нашем конструкторском бюро. Речь идет о беспилотниках (БПЛА.— "Ъ") легкого типа, способных выполнять разведывательные задачи, вести радиоэлектронную борьбу и наносить удары по объектам противника. Собственно, по этим трем направлениям мы и формируем свои предложения. Могу раскрыть секрет: будет и беспилотник, который сможет совместить все эти функции.
— В какой стадии находится работа по каждому из этих направлений?
— Уже есть опытные образцы. Мы доводим наши разработки до заказчиков, после принятия решения будет продолжено финансирование.
— И это тоже в инициативном порядке разрабатываете?
— Нами открыто несколько научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Для того чтобы достроить беспилотник, требуется несколько сотен миллионов рублей. Естественно, для этого нужен будет источник финансирования. Но сейчас уже есть задел, который я в скором времени продемонстрирую потенциальным заказчикам.
— Речь о создании вами тяжелого беспилотного летательного аппарата не ведется?
— При наличии спроса мы готовы работать везде. Но для нас прежде всего интересен сегмент легкого и среднего БПЛА.
Панцирь брюхоногого моллюска
Среди представителей животного мира брюхоногий (или чешуеногий) моллюск — один из обладателей самого прочного панциря. Благодаря ему он обитает на дне Индийского океана, выдерживая давление воды на глубине около 2 400 метров.
К тому же это крохотное существо прекрасно переносит повышенную кислотность воды и резкие перепады температур, вызываемые горячими гидротермальными источниками. Сверхпрочный панцирь также защищает моллюсков от нападений хищников.
Обратите внимание
Раковина этой улитки имеет трехслойную структуру. Ее внешний слой состоит из твердых частиц сульфида железа. Средний слой представляет собой толстую прослойку из белкового вещества, имеющуюся у всех улиткообразных.
И наконец, третий слой состоит из арагонита — минерала класса карбонатов.
Трехслойная структура панциря делает моллюсков неуязвимыми для хищных крабов, которые пытаются разломить раковину, сжимая ее своими мощными
клешнями. Иногда такие атаки длятся по нескольку дней, однако панцирь моллюсков всегда остается невредимым.
Ученым удалось пробить раковину при помощи индентора — специального зонда с алмазным наконечником. Как сообщалось в журнале «Дискавер», ее «внешний слой устроен так, что он способен поглощать энергию удара.
В слое частичек сульфида железа образуется лишь сеть микротрещин, которые не только поглощают энергию, но и предупреждают образование более крупных трещин». В свою очередь, средний слой гасит механическую энергию удара
по панцирю.
Ученые надеются воспроизвести структуру панциря моллюска для изготовления прочных шлемов, бронежилетов, а также корпусов самолетов и кораблей.
Как говорится в том же журнале, «такое многослойное покрытие может найти применение и в создании арктических трубопроводов, чтобы они при столкновении с айсбергами не давали утечку нефти».