Как сообщает французский бюллетень «Intelligence online» в публикации «Comment Washington a laisse se creer la fronde contre Doha», Эр-Рияд и Абу-Даби открыли дипломатический фронт против Катара только после того, как в конце мая 2017 года президент США Дональд Трамп разорвал диалог с эмиром Катара Тамимом бен Хамадом Аль Тани. Издание приводит свое расследование причин данного разрыва.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани, 09.06.2017 (с) twitter.com/AJENews
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани, 09.06.2017 (с) twitter.com/AJENews
Благодаря многочисленным источникам в сфере дипломатии и обороны, которые принимали участие в саммите США-страны Персидского залива в конце мая, бюллетень смог восстановить хронологию событий, которые определили судьбы Катара. За несколько дней до того, как Саудовская Аравия и ОАЭ, за которыми последовали Бахрейн и Египет, приняли решение об одновременном разрыве отношений с Катаром, 5 июня эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани должен был дать ответ на упреки Дональда Трампа. В ходе встречи за закрытыми дверями 21 мая, американский президент упрекал своего катарского коллегу в двусмысленной политике: финансировании движения «Фронт Фатах аль-Шам» (бывший «Фронт Ан-Нусра») в Сирии, причем в качестве доказательств использовались документы, добытые американской разведкой. Американский президент в угрозах даже обещал дойти до того, чтобы включить в список террористических организаций движение «Братья-мусульмане», которое поддерживает Доха.
Но на самом деле причиной недовольства США являются в первую очередь особые отношения между Дохой и Тегераном: обе страны делят одно из крупнейших газовых месторождений Южный Парс, а это в наибольшей степени вызывает раздражение Эр-Рияда и Вашингтона. Так, Эр-Рияд уже несколько дней «указывает пальцем» на секретную встречу, прошедшую некоторое время назад в Багдаде между министром иностранных дел Катара Мохаммедом бин Абдулрахманом Аль Тани и командующим силами «Аль-Кудс» в составе иранского Корпуса стражей исламской революици (КСИР) Кассемом Сулеймани.
На следующий день после встречи с Трампом, катарский эмир провел в Дохе совещание со своим штабом по внешней политике и министром иностранных дел, директором коммуникаций Саифом Ахмедом Аль Тани и своим советником палестинцем Азми Бишара с целью разработки ответных мер. За последние годы Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива уже сталкивался с несколькими кризисами подобного рода.
Что станет с базой Аль-Удейд?
Военная база США Аль-Удейд в Катаре является стержнем всего американского присутствия на Ближнем Востоке, и всегда являлась страховкой для Катара. На базе находится штаб Центрального командования вооруженных сил США, откуда ведется управление всеми американскими операциями в регионе (включая Афганистан, Ирак, Йемен). А в рамках дипломатического противостояния с Катаром, которое ведется в последние недели, в Вашингтоне раздаются голоса в пользу того, чтобы вывести базу в другое место в регионе. Так, бывший американский дипломат и советник госсекретаря Хиллари Клинтон Деннис Росс (Dennis Ross) сделал несколько заявлений в последнее время на саудовских телеканалах, в которых сообщил о том, что рассматриваются несколько вариантов, включая создание штаба Центрального командования в Саудовской Аравии. В ходе конференции, организованной в конце мая Фондом за защиту демократии (Foundation for Defense of Democracies), глава комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса США Эд Ройс (Ed Royce) и бывший министр обороны США Роберт Гейтс, который близок к ОАЭ, напрямую высказались по вопросу сохранения в Катаре крупнейшей американской военной базы в регионе. Эд Ройс добавил, что он подготовил резолюцию, которая позволяла бы вводить санкции против тех стран, которые поддерживают движение «Хамас» и структуры движения «Братья-мусульмане», связанные с терроризмом. Эта мера непосредственно направлена против Катара.