Главный раввин Днепропетровска и Днепропетровской области Шмуэль Каменецкий, один из самых влиятельных религиозных деятелей на постсоветском пространстве, организовывает Международный Иудейский Университет (МИУ), в котором будут обучаться догматам веры «Хаббад-Любавич». По словам ребе, в Днепропетровске живет пятьдесят-шестьдесят тысяч евреев, число прихожан главной синагоги Днепра около тридцати тысяч. Еврейская диаспора города Днепропетровска — вторая по численности на Украине, но зато общинный центр «Менора» при площади почти 122 тыс. кв. метров — самое крупное подобное сооружение на постсоветском пространстве в Европе, а возможно, и в мире. (Московский еврейский общинный центр в Марьиной Роще имеет площадь только 17 тыс. кв.м).
Днепропетровские евреи — хасиды. Хасидидизм, учение евреев ашкенази, зародилось на территории Речи Посполитой и распространилось вместе с евреями по всей Руси. Само слово «хасид» близко по значению со словом «добрый». Хасидизм — праведность, учение благочестия. В хасидизме существуют различные направления, во главе которых стоят цадики (учителя, праведники, святые). Согласно учению хасидизма, Бог присутствует всюду, в каждом явлении и событии. Задачей человека является слияние с божественным светом. Хасиды считают радость величайшей добродетелью, рассматривают пение и танцы как путь служения всевышнему. Именно отсюда берут своё начало еврейские музыка и танцы. Хасиды считают правильным постигать бога через эмоции. В общем, выглядит учение как безусловно позитивное, но не торопитесь вставать в очередь жаждущих попасть в Царство Небесное через эту дверь. Как известно, эта дорога открыта исключительно (за редким исключением) представителям богоизбранного народа. Не буду на этом останавливаться, поскольку опасность веры в свою национальную исключительность — тема целой книги, а может, и не одной.
Днепропетровские евреи — хасиды. Хасидидизм, учение евреев ашкенази, зародилось на территории Речи Посполитой и распространилось вместе с евреями по всей Руси. Само слово «хасид» близко по значению со словом «добрый». Хасидизм — праведность, учение благочестия. В хасидизме существуют различные направления, во главе которых стоят цадики (учителя, праведники, святые). Согласно учению хасидизма, Бог присутствует всюду, в каждом явлении и событии. Задачей человека является слияние с божественным светом. Хасиды считают радость величайшей добродетелью, рассматривают пение и танцы как путь служения всевышнему. Именно отсюда берут своё начало еврейские музыка и танцы. Хасиды считают правильным постигать бога через эмоции. В общем, выглядит учение как безусловно позитивное, но не торопитесь вставать в очередь жаждущих попасть в Царство Небесное через эту дверь. Как известно, эта дорога открыта исключительно (за редким исключением) представителям богоизбранного народа. Не буду на этом останавливаться, поскольку опасность веры в свою национальную исключительность — тема целой книги, а может, и не одной.
Я уже писал, что хасидизм состоит из ряда ветвей — Карлинстоунские, Брацлавские, Сатмарские и другие хасиды. В основании каждой стоял свой праведник. Самую мощную сеть по распространению своей версии иудаизма создали хасиды Хабада (Хабад-Любавич). Их сеть насчитывает около 3 тысяч раввинов — «посланников Ребе» по всему миру. По информации из СМИ, оборот Хабада достигает $1 млрд в год. (Для сравнения — 10 лет назад депутат Митрохин оценил доходы РПЦ в целом примерно в $500 млн. Доходы Папы Римского и всего его административного аппарата (курии) — инвестиции в акции, облигации и недвижимость, а также средства, полученные в качестве пожертвований от правоверных католиков во всех уголках мира — примерно $1 млрд).
Своё имя Хабад взял от имени местечка Любавичи в Смоленской области. Первый Любавичский ребе приехал в Любавичи двести лет тому назад. С тех пор звание Любавичского ребе передается по наследству. Вдумайтесь, должность и статус одного из самых влиятельных людей мира передаётся по наследству, как в монархии!
Идеологическая концепция любавичского клана изложена в книге «Танья», написанной основоположником движения Хабад-Любавич раввином Шнеур-Залманом Шнеерсоном.
Если вы видите человека в длинном чёрном пальто или такого же цвета сюртуке, брюках, из-под которых просматриваются белые чулки, в чёрной шляпе, из под которой выглядывают длинные завитки волос, то перед вами хасид. На обуви не должно быть шнурков и пряжек. Некоторые брюки заправляют в носки, что символизирует удаленность от земной грязи. Много мужчин с бородами.
Конечно, все правила нет необходимости соблюдать, например, женщины в Хабаде должны брить голову и носить парики. К счастью, сейчас мало, кто так делает.
Всего было семь Любавичских ребе. Самая драматическая судьба сложилось у Шестого Любавичского ребе Йосефа Ицхака Шнеерсона. В тридцатые годы, несмотря на то, что традиционный иудаизм продолжал существовать на советской территории, Шестого Любавичского ребе, говорят, по личному распоряжению Сталина, чуть не расстреляли. Однако, благодаря заступничеству международных организаций, в частности, Красного Креста, он был оставлен в живых, но депортирован в Польшу. При этом Хаббад в СССР был запрещен как ультраортодоксальная секта. Второй раз тучи сгустились над Ребе в 1939 г. В этот раз Шестому Любавичскому ребе удалось выжить благодаря заступничеству самого госсекретаря США Корделла Хэлла и главы Абвера адмирала Канариса.
Йосеф Ицхак Шнеерсон беспрепятственно пересек территорию рейха и переехал в Соединенные Штаты. С 1940-х годов штаб-квартира движения Хабад-Любавич находится в Нью-Йорке, в Бруклине. С 1950 до 1994 года организацией руководил Седьмой, последний, Любавичский ребе Менахем Мендел Шнеерсон – зять Йосефа Ицхака Шнеерсона, взявший его фамилию и продолживший династию Любавичских ребе. За время правления Менахема Мендела Шнеерсона Хабад достиг небывалого политического и финансового могущества. Для справки: зять Трампа Джозеф Кушнер — хабадник. Дочь Трампа Иванка прошла через гиюр (процедура, посредством которой нееврей может принять иудаизм) и теперь соблюдает правила Хабада. Именно по этой линии Коломойский и Боголюбов, являющиеся одними из основных спонсоров Днепропетровского Хабада, выстроили отношения с новым американским президентом.
На постсоветское пространство Хабад вернулся после Перестройки и закрепился в качестве доминирующей структуры еврейского мира. Отец седьмого Любавичского ребе родом из Днепропетровска (Екатеринослава), даже сохранился его дом. Здесь его арестовывали большевики. Именно сюда, в Днепропетровск, он направил тогда будущего раввина Днепропетровска Каменецкого. В том числе и поэтому тоже хабадской столицей Украины стал Днепропетровск.
Еврейский мир — это часть нашего большого мира. Весьма значимая часть. Процессы, происходящие в еврейском мире, оказывают серьезное влияние на культуру, экономику и политику, на процессы, происходящие во всем мире. Еврейское общество очень неоднородно и конфликтно. Конфликты присущи любому человеческому обществу, и еврейская его часть — не исключение. Даже в обреченном Варшавском гетто было две еврейских подпольных организации, конфликтовавшие друг с другом. Отношение быстро растущего Хабада с остальным еврейским миром весьма непростые. От моих Днепропетровских знакомых отказались их американские еврейские родственники, когда узнали, что они хабадовцы. Это не относится к теме этой статьи, но без понимания внутренних, голубиных процессов, происходящих внутри еврейского мира, не будет возможности понять многих глобальных политических процессов.
Украинские, а особенно Днепропетровские евреи, в основной массе приняли и поддержали майдан. Не знаю, чем это вызвано. Может тем, что Хабад и его цадики в своё время были вынуждены принудительно покинуть Россию. Может тем, что равин Днепропетровска Шмуэль Каменецкий ментально американец. Когда он приехал в Днепропетровск, он на русском не умел говорить. Долго не мог снять квартиру, потому что, по его словам, сотрудники КГБ мешали ему. По его мнению, сотрудники КГБ не разрешали с ним общаться единственному еврею в Днепропетровске, говорящему на иврите.
А может, причина в другом. Во время Майдана один из моих хороших знакомых, бизнесмен и политик, член Хабада, говорил мне, что я, мол, не ту сторону занял. Что, по достоверной информации из США, русские в Украине проиграют. Что, мол, у России наступят тяжелые времена, и не понятно, сохранится ли Россия. У него не было цели меня переагитировать. Он просто советовал мне так, как ему казалось, лучше. Помните, как в «Тарасе Бульбе» Янкель удивлялся, что Бульба сердится на Андрея, перешедшего на сторону поляков:
" — И ты не убил тут же на месте его, чертова сына? — вскрикнул Бульба.
- За что же убить? Он перешел по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешел."
Я думаю, для моего знакомого в этой ситуации казалось, что логично принять сторону победителя. Для него это было так же органично, как для меня органично занять свою позицию. Особенно в такой ситуации и в свете таких перспектив для моей Родины, как ее описал сам мой знакомый.
Интересно то, что само возникновение Хабада связано с тем, что в 1800 годах, в то время, как часть еврейских лидеров поддержали Наполеона и Францию, первый Любавичский ребе (тогда ещё не проживающий в Любавичах) и словом и делом поддержал Александра I. По его призыву евреи хасиды участвовали в Отечественной войне 1812 года на стороне Русской армии в качестве разведчиков. Именно из-за своей позиции его семья и часть последователей, скрываясь от наступающей армии Наполеона, были вынуждены покинуть Ляды и переехать в Любавичи. Вклад Ребе в русскую историю был замечен и оценен Царем, наградившим Ребе титулом «Потомственный почетный гражданин», и потом пять поколений главы Хабада использовали эту привилегию. Примечательно то, что через двести лет своей истории перед хасидами опять встал такой же выбор, как и перед евреями в 1800 году, и очень жаль, если евреи религиозного движения Хабад в этом мировом противостоянии сделают не тот выбор, который принял для себя и своих последователей основоположник движения Хабад-Любавич, почетный потомственный гражданин России раввин Шнеур-Залман Шнеерсон.
Тем не менее, о том, что на Украине еврейский мир в основной массе поддержал националистический Майдан, неоднократно публично говорил сам Шамуэль Каменецкий. Больше того, он считает, что российские евреи зомбированы телевидением и запуганы властью. Многие Днепропетровские спонсоры синагоги, такие, как Корбан, Коломойский, создавали и поддерживали националистические батальоны Донбасс, Азов, Днепр-1. Многие мои знакомые евреи после Майдана перешли в быту с русского на украинский. Помощь еврейских активистов в снабжении бойцов АТО — беспрецедентна по объемам. Забавно видеть в ленте в социальных сетях фотографии некоторых моих знакомых, на которых они чередуют в качестве одежды лапсердаки и вышиванки, в зависимости от того, какой на улице праздник — украинский или еврейский.
Надо сказать, что идеи украинского национализма понятны хабадникам, ведь они наиболее активно среди всего еврейского мира противостоят процессу ассимиляции евреев и являются борцами за чистоту крови. О том, что его основная задача — «сохранение еврейства и борьба с ассимиляцией» — неоднократно заявлял раввин Шмуэль.
Очевидно, что такой мир и дружба может продолжаться лишь до тех пор, пока украинская власть сможет удерживать украинский национализм от агрессии по отношении к евреям. Из общения с земляками из Днепропетровска видно, что еврейская община сейчас встревожена. Многие опасаются, что деятельность власти Украины, в которой столько лиц еврейской национальности, может усилить и так всегда присутствующий бытовой антисемитизм. Опасаются того, что обнищание населения на фоне роста количества вооруженных украинских наци может привести к погромам. Опасаются, и причём всерьёз, что антитеррористические учения, массово проводимые сейчас в вузах и школах, истерия, которая нагнетается по поводу возможных терактов, — не случайны. Что власть для консолидации народа будет сама организовывать теракты, в результате которых пострадают дети. Согласитесь, странно выглядит то, что власти на протяжении почти трёх лет каждую неделю заявляют о якобы задержании десятков русских террористов и о якобы сотнях предотвращённых терактах на фоне того, что ни один теракт не был осуществлён.
В результате многие евреи начинают вывозить свои семьи из Украины. Симптомом таких опасений стало повышение мер безопасности в синагоге и выделение личной охраны Каменецкому по решению лидеров общины. Такие меры предосторожности введены впервые за 18 лет работы раввина Шмуэля Каменецкого в Днепропетровске.
Недавно в Иерусалиме умер 64 летний высокопоставленный равин движения Хабад Менахем Мендель Дейч. Причиной его смерти стали последствия травм, которые он получил в результате нападения в Житомире. Под судом в Украине Борис Стекляр — 94 летний еврей-ветеран Советской Армии, который боролся с нацизмом, не зная, что пройдёт совсем немного по историческим меркам времени, и граната, брошенная им в 1952 году в схрон с нацистами-бандеровцами, будет признана военным преступлением.
Возвращаясь к началу статьи. Организация в Днепропетровске Международного Иудейского Университета приведет к тому, что весь мировой хабадский раввинат будет получать путевку в жизнь из Днепропетровска. Причём финансировать университет будут не только из Днепропетровска, меценаты нашлись в США, Израиле, Канаде. Многие уже и так говорили, что Днепропетровск — это новая хасидская столица мира, но открытие университета конституирует то, о чем раньше просто говорили. Фактически, после этого Шмуэль Каменецкий может смело претендовать на статус восьмого Любавического Раби. Шмуэль Каменецкий может стать одним из самых влиятельных людей Мира. Но это произойдёт лишь в том случае, если в своё время сделанная ставка на украинский национализм верная. Если национализм, переродившийся в нацизм, не пожрет тех, кто в своё время так приветствовал и помогал его становлению.
http://olegtsarov.com/novosti/novosti-oleg-tsarov/dnepr-novaya-evrejskaya-stolicza-mira.html