China Road and Bridge Corporation's Chairman and Party Secretary Lu Shan and President Almazbek Atambaev (photos 1-2 14.05.2017 in Beijing, photos 4-5 22.07.2015 in Bishkek)
Встречи президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева с председателем правления Китайской корпорации по строительству дорог и мостов Лу Шанем 14 мая 2017 года в Пекине и 22 июля 2015 года в Бишкеке по вопросу строительства Китайско-Узбекской железной дороги (из Кашгара в Синьцзян-Уйгурском автономном округе в Ферганскую долину, ж.-д. проходит через территорию Кыргызской Республики).
Виктория Панфилова. Китайская финансовая петля затягивается на Бишкеке. Президент Алмазбек Атамбаев лоббировал в Пекине проект железной дороги// Независимая газета. 15.05.2017.
Виктория Панфилова, обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья "Независимой газеты"
Алмазбек Атамбаев и Лу Шань почти договорились о строительстве железной дороги. Фото с сайта www.president.kg
Пекин и Бишкек решили форсировать строительство железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, находясь в Пекине на форуме «Один пояс – один путь», обсудил с председателем правления китайской государственной корпорации дорог и мостов China Road and Bridge Corporation Лу Шанем детали проекта. По мнению экспертов, киргизскому главе предстоит решить вопрос финансирования проекта. Таким образом, финансовая зависимость Киргизии от Китая увеличится.
Китай с нулевых годов вынашивает планы по строительству железной дороги, соединяющей западную столицу Синьцзян-Уйгурского автономного округа (СУАР) Кашгар с узбекским Андижаном. Синьцзян, по словам его председателя Шохрата Закира, «находится в ключевой зоне Экономического пояса Шелкового пути и вступил в период беспрецедентного развития». Он отметил, что большой проблемой в Синьцзяне является несоответствие инфраструктуры требованиям инициативы «Один пояс – один путь». «Синьцзян расположен в западной части Китая, в центральной полосе евроазиатского материка, поэтому нам в первую очередь необходимо задуматься о том, как превратить Синьцзян в важный транспортный узел на сухопутном Шелковом пути», – сказал Закир китайскому изданию «Жэньминьван». В настоящее время в Синьцзяне всего две железнодорожные линии, которые связывают СУАР только с Казахстаном. Поэтому железная дорога Китай–Киргизия–Узбекистан с перспективным выходом на Иран, а также на магистраль в Гвадар (Пакистан), сегодня особенно актуальна для Китая.
Однако обсуждение проекта Китай–Киргизия–Узбекистан продолжается более 10 лет. Причина в том, что Бишкек и Пекин не могут договориться об условиях строительства ветки на территории Киргизии. Плюсы для Бишкека очевидны: республика выйдет из транспортного тупика. Но стороны не могут прийти к компромиссу по маршруту железнодорожного полотна. В Бишкеке рассматриваются два варианта прокладки железной дороги. Первый вариант – Торугарт–Достук-Ат–Баши–Джалал-Абад протяжностью 433 км, второй – Торугарт–Арпа–Кара-Суу 278 км. В Бишкеке рассчитывают проложить дорогу таким образом, чтобы она охватила как можно больше населенных пунктов. Однако в Пекине придерживаются другой точки зрения, считая, что транзитная дорога будет конкурентоспособной при небольшой протяженности – около 100 км.
Нет консенсуса и по вопросу ширины колеи. Пекин настаивал на том, чтобы дорога имела европейскую ширину колеи – 1435 мм, в то время как российский стандарт, общий для всех постсоветских государств, а также для Словакии, Финляндии, частично Афганистана и Ирана – 1520 мм. Как заявил ранее «НГ» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин (см. «НГ» от 03.08.12 http://www.ng.ru/cis/2012-08-03/1_bishkek.html), «Бишкек в своей внутрикиргизской возне может нанести непоправимый ущерб безопасности России, причем не интересам России в Центральной Азии». «Колея-1435 резко ухудшит ситуацию с обеспечением национальной безопасности в Сибири, Поволжье и на Урале. Если появляется китайская колея, то автоматически появляются китайская безопасность, китайские военные. Это не вопрос киргизско-российских отношений, это вопрос будущего самой России», – считает Собянин.
Не решен до сих пор и вопрос с финансированием проекта. В докризисное время проект оценивался в 2 млрд долл. Говорил ли об этом президент Атамбаев на встрече с Лу Шанем и председателем КНР Си Циньпинем – не сообщается.
Киргизии в этом проекте отводится роль транзитной страны. Китай является одним из основных торговых партнеров Бишкека. По официальным данным, за 25 лет установления дипломатических отношений двух стран прямые инвестиции КНР в Киргизию составили 1,2 млрд долл. Пекин помогает республике в реконструкции дорог Бишкек–Торугарт, Ош–Эркештам, в строительстве альтернативной дороги Север–Юг, подстанции «Датка-Кемин» и возведении небольших предприятий в перерабатывающей отрасли.
Общественный деятель Эдиль Байсалов считает, что Киргизия не использует в полной мере потенциал сотрудничества с Китаем. «Если бы удалось построить железную дорогу, то это было бы большим выигрышем для страны. Мы бы рассматривали президента Атамбаева как человека, открывшего окно в Китай. Но, к сожалению, этот проект не реализуется. Китай спонсирует и другие проекты. Например, китайская сторона построила два нефтеперерабатывающих завода в Киргизии, но и они пока не работают успешно», – сказал Байсалов радио «Азаттык» (киргизская служба Радио «Свобода»).
Киргизский политик Равшан Джеенбеков считает, что железная дорога выгодна Китаю и Узбекистану. «Киргизия становится только транзитной страной, через нее пройдет небольшой участок железной дороги. Однако, как считает президент Атамбаев, шанс заработать транзитные деньги упускать нельзя», – сказал «НГ» Равшан Джеенбеков. По его мнению, это небольшая финансовая выгода на фоне глобального кризиса. Но для Киргизии, находящейся в финансовой яме, иметь даже небольшие дивиденды – это уже успех.
С другой стороны, Киргизия все более становится зависимой от Пекина. «Половина внешнего долга Киргизии приходится на Китай. Это около 2 млрд долл. под 2% годовых. Китайские инвестиции присутствуют в горнорудной промышленности, в поставках стройматериалов, в малом и среднем бизнесе. «Президент Атамбаев за время своего правления не смог найти других источников финансирования инвестиционных проектов и вынужден обращаться за помощью к китайскому правительству, которое выдает Бишкеку кредиты на своих условиях. Например, по двустороннему соглашению с китайской стороной в случае спорных вопросов Киргизия не имеет права обращаться в международный арбитраж», – отметил Джеенбеков.
Что же касается проекта железной дороги, то изначально Россия была против его реализации. «Даже если Россия встроится в проект Шелкового пути, это не означает, что ее мнение диаметрально изменилось. Железная дорога Китай–Киргизия–Узбекистан не отвечает стратегическим интересам Москвы. Китай уже основательно вошел в Центральную Азию и начинает занимать доминирующее положение в регионе в торгово-экономической сфере», – сказал Равшан Джеенбеков.
Президент Алмазбек Атамбаев встретился с председателем правления китайской госкорпорации по строительству дорог и мостов Лу Шанем // President.kg. 14.05.2017.
Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев в рамках рабочего визита в Китайскую Народную Республику сегодня, 14 мая, встретился с председателем правления китайской госкорпорации по строительству дорог и мостов Лу Шанем.
В ходе встречи были обсуждены вопросы реализации проектов по строительству альтернативной дороги «Север-Юг», железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а также реконструкции автодорог города Бишкек.
Президент обратил особое внимание на необходимость качественного проведения строительных работ.
China Road and Bridge Corporation (CRBC).
Website: http://www.crbc.com.
Address: No.88 C, Avenue, Beijing Post code: 100011 Tel: 86-10-64280055
CRBC's Chairman and Party Secretary Lu Shan.
Президент Алмазбек Атамбаев принял генерального директора "Сhina road and bridge corporation" Лу Шаня // President.kg. 22.07.2015.
Сегодня, 22 июля 2015 года, Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев принял генерального директора китайской компании по строительству дорог и мостов - «Сhina road and bridge corporation» Лу Шаня.
В ходе встречи Глава государства был проинформирован о проводимой компанией «Сhina road and bridge corporation» работе в стране, в частности, строительстве альтернативной автомобильной дороги «Бишкек-Балыкчы-Казарман», автомобильных дорог «Бишкек-Нарын-Торугарт», «Ош-Баткен-Исфана», «Ош-Сары-Таш-Иркештам», а также реконструкции улиц Бишкека.
Лу Шань сообщил о том, что компания «Сhina road and bridge corporation» на безвозмездной основе разработает технико-экономическое обоснование проектов строительства Иссык-Кульской кольцевой автодороги и автодороги «Тюп-Кеген» уже до конца текущего года. Он также рассказал о том, что компания планирует открыть в Бишкеке головной офис своего представительства в СНГ.
Президент Алмазбек Атамбаев поблагодарил представителей компании «Сhina road and bridge corporation» за своевременное и качественное выполнение работ, а также выразил надежду на дальнейшую плодотворную совместную деятельность.
Глава государства подчеркнул важность реализации крупных инфраструктурных проектов и строительства транспортных коридоров для экономического развития регионов и страны в целом.
См. также:
[***] Российская база в Оше и железная дорога Чуй-Фергана: главные приоритеты России в Киргизии (2012 г.). 80 публикаций по теме базы в Оше и двух вариантах железной дороги через Киргизию - ККУЖД и ЖДЧФ // Центр стратегической конъюнктуры. 10.10.2012.
http://conjuncture.ru/sobianin_10-10-2012/
[***] Выход России к Индийскому океану. О железной дороге из Сибири в Индию. Онлайн конференция Юрия Голубчикова, Александра Собянина и Кубатбека Рахимова. Инициаторами железной дороги из Сибири в Иран, Пакистан и Индию будут Россия и Казахстан. Первый этап - железная дорога "Чуй - Фергана" // РИА Новости. 22.12.2011.
http://conjuncture.ru/sobianin_22-12-2011/
[***] "Русский штык и китайский юань": Бишкек на перепутье. Начинается очередной раунд переговоров Киргизии с КНР по проекту строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан. С Кубатом Рахимовым беседовала Евгения Ким // ИА REGNUM. 21.07.2016.
https://regnum.ru/news/economy/2159278.html
[***] Кубат Рахимов "Железная дорога "Чуй-Фергана" как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги". Видео (1 час) // ИА "АКИpress". 20.04.2012.
http://www.bulbul.kg/video:14918/
Участник: Кубатбек Рахимов - эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии...
[***] Железные дороги Китай-Киргизия-Узбекистан и Чуй-Фергана, экономическая экспансия Китая, Киргизия и ЕЭП. Пресс-конференция эксперта по транспортной инфраструктуре в Центральной Азии Кубатбека Рахимова // АКИпресс. 07.05.2012.
http://conjuncture.ru/akipress-org-07-05-2012/
[***] Кубат Рахимов: Железная дорога в Китай - цивилизационный выбор Киргизии против России и Казахстана // ИА REGNUM. 28.03.2012.
http://conjuncture.ru/regnum-ru-28-03-2012/
[***] The China-Kyrgyzstan-Uzbekistan Railway project. Research and analysis // Foreign & Commonwealth Office. 04.05.2014.
https://www.gov.uk/government/publications/the-china-kyrgyzstan-uzbekistan-railway-project
https://www.facebook.com/alexander.sobianin/posts/748960701833553
[***] Александр Собянин: Кыргызская Республика по воде, электричеству, газу и дорогам просто обязана иметь постоянную твёрдую позицию. Беседовал Эрик Исраилов // Общественный рейтинг. № 21 (657). 26.06.2014.
http://conjuncture.ru/sobianin-26-06-2014/
http://sobiainnen.livejournal.com/75937.html
[***] Виктория Панфилова. Киргизия ударит по России китайской колеей. Не получив денег в Москве, Бишкек развернулся к Пекину // Независимая газета. 03.08.2012.
http://conjuncture.ru/ng-ru-03-08-2012/
[***] Виктория Панфилова. Китайская дорога разрежет Киргизию пополам. Инфраструктурные проекты Пекина затрагивают безопасность России // Независимая газета. 10.09.2013.
http://conjuncture.ru/ng-ru-10-09-2013/
[***] Военная база России в Оше - форпост в Центральной Азии. С членом экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александром Собяниным беседовала Нина Леонтьева // Pravda.Ru. 13.12.2015.
http://conjuncture.ru/pravda-ru-13-12-2015/
http://sobiainnen.livejournal.com/161271.html
Встречи президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева с председателем правления Китайской корпорации по строительству дорог и мостов Лу Шанем 14 мая 2017 года в Пекине и 22 июля 2015 года в Бишкеке по вопросу строительства Китайско-Узбекской железной дороги (из Кашгара в Синьцзян-Уйгурском автономном округе в Ферганскую долину, ж.-д. проходит через территорию Кыргызской Республики).
Виктория Панфилова. Китайская финансовая петля затягивается на Бишкеке. Президент Алмазбек Атамбаев лоббировал в Пекине проект железной дороги// Независимая газета. 15.05.2017.
Виктория Панфилова, обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья "Независимой газеты"
Алмазбек Атамбаев и Лу Шань почти договорились о строительстве железной дороги. Фото с сайта www.president.kg
Пекин и Бишкек решили форсировать строительство железной дороги Китай–Киргизия–Узбекистан. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, находясь в Пекине на форуме «Один пояс – один путь», обсудил с председателем правления китайской государственной корпорации дорог и мостов China Road and Bridge Corporation Лу Шанем детали проекта. По мнению экспертов, киргизскому главе предстоит решить вопрос финансирования проекта. Таким образом, финансовая зависимость Киргизии от Китая увеличится.
Китай с нулевых годов вынашивает планы по строительству железной дороги, соединяющей западную столицу Синьцзян-Уйгурского автономного округа (СУАР) Кашгар с узбекским Андижаном. Синьцзян, по словам его председателя Шохрата Закира, «находится в ключевой зоне Экономического пояса Шелкового пути и вступил в период беспрецедентного развития». Он отметил, что большой проблемой в Синьцзяне является несоответствие инфраструктуры требованиям инициативы «Один пояс – один путь». «Синьцзян расположен в западной части Китая, в центральной полосе евроазиатского материка, поэтому нам в первую очередь необходимо задуматься о том, как превратить Синьцзян в важный транспортный узел на сухопутном Шелковом пути», – сказал Закир китайскому изданию «Жэньминьван». В настоящее время в Синьцзяне всего две железнодорожные линии, которые связывают СУАР только с Казахстаном. Поэтому железная дорога Китай–Киргизия–Узбекистан с перспективным выходом на Иран, а также на магистраль в Гвадар (Пакистан), сегодня особенно актуальна для Китая.
Однако обсуждение проекта Китай–Киргизия–Узбекистан продолжается более 10 лет. Причина в том, что Бишкек и Пекин не могут договориться об условиях строительства ветки на территории Киргизии. Плюсы для Бишкека очевидны: республика выйдет из транспортного тупика. Но стороны не могут прийти к компромиссу по маршруту железнодорожного полотна. В Бишкеке рассматриваются два варианта прокладки железной дороги. Первый вариант – Торугарт–Достук-Ат–Баши–Джалал-Абад протяжностью 433 км, второй – Торугарт–Арпа–Кара-Суу 278 км. В Бишкеке рассчитывают проложить дорогу таким образом, чтобы она охватила как можно больше населенных пунктов. Однако в Пекине придерживаются другой точки зрения, считая, что транзитная дорога будет конкурентоспособной при небольшой протяженности – около 100 км.
Нет консенсуса и по вопросу ширины колеи. Пекин настаивал на том, чтобы дорога имела европейскую ширину колеи – 1435 мм, в то время как российский стандарт, общий для всех постсоветских государств, а также для Словакии, Финляндии, частично Афганистана и Ирана – 1520 мм. Как заявил ранее «НГ» руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин (см. «НГ» от 03.08.12 http://www.ng.ru/cis/2012-08-03/1_bishkek.html), «Бишкек в своей внутрикиргизской возне может нанести непоправимый ущерб безопасности России, причем не интересам России в Центральной Азии». «Колея-1435 резко ухудшит ситуацию с обеспечением национальной безопасности в Сибири, Поволжье и на Урале. Если появляется китайская колея, то автоматически появляются китайская безопасность, китайские военные. Это не вопрос киргизско-российских отношений, это вопрос будущего самой России», – считает Собянин.
Не решен до сих пор и вопрос с финансированием проекта. В докризисное время проект оценивался в 2 млрд долл. Говорил ли об этом президент Атамбаев на встрече с Лу Шанем и председателем КНР Си Циньпинем – не сообщается.
Киргизии в этом проекте отводится роль транзитной страны. Китай является одним из основных торговых партнеров Бишкека. По официальным данным, за 25 лет установления дипломатических отношений двух стран прямые инвестиции КНР в Киргизию составили 1,2 млрд долл. Пекин помогает республике в реконструкции дорог Бишкек–Торугарт, Ош–Эркештам, в строительстве альтернативной дороги Север–Юг, подстанции «Датка-Кемин» и возведении небольших предприятий в перерабатывающей отрасли.
Общественный деятель Эдиль Байсалов считает, что Киргизия не использует в полной мере потенциал сотрудничества с Китаем. «Если бы удалось построить железную дорогу, то это было бы большим выигрышем для страны. Мы бы рассматривали президента Атамбаева как человека, открывшего окно в Китай. Но, к сожалению, этот проект не реализуется. Китай спонсирует и другие проекты. Например, китайская сторона построила два нефтеперерабатывающих завода в Киргизии, но и они пока не работают успешно», – сказал Байсалов радио «Азаттык» (киргизская служба Радио «Свобода»).
Киргизский политик Равшан Джеенбеков считает, что железная дорога выгодна Китаю и Узбекистану. «Киргизия становится только транзитной страной, через нее пройдет небольшой участок железной дороги. Однако, как считает президент Атамбаев, шанс заработать транзитные деньги упускать нельзя», – сказал «НГ» Равшан Джеенбеков. По его мнению, это небольшая финансовая выгода на фоне глобального кризиса. Но для Киргизии, находящейся в финансовой яме, иметь даже небольшие дивиденды – это уже успех.
С другой стороны, Киргизия все более становится зависимой от Пекина. «Половина внешнего долга Киргизии приходится на Китай. Это около 2 млрд долл. под 2% годовых. Китайские инвестиции присутствуют в горнорудной промышленности, в поставках стройматериалов, в малом и среднем бизнесе. «Президент Атамбаев за время своего правления не смог найти других источников финансирования инвестиционных проектов и вынужден обращаться за помощью к китайскому правительству, которое выдает Бишкеку кредиты на своих условиях. Например, по двустороннему соглашению с китайской стороной в случае спорных вопросов Киргизия не имеет права обращаться в международный арбитраж», – отметил Джеенбеков.
Что же касается проекта железной дороги, то изначально Россия была против его реализации. «Даже если Россия встроится в проект Шелкового пути, это не означает, что ее мнение диаметрально изменилось. Железная дорога Китай–Киргизия–Узбекистан не отвечает стратегическим интересам Москвы. Китай уже основательно вошел в Центральную Азию и начинает занимать доминирующее положение в регионе в торгово-экономической сфере», – сказал Равшан Джеенбеков.
Президент Алмазбек Атамбаев встретился с председателем правления китайской госкорпорации по строительству дорог и мостов Лу Шанем // President.kg. 14.05.2017.
Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев в рамках рабочего визита в Китайскую Народную Республику сегодня, 14 мая, встретился с председателем правления китайской госкорпорации по строительству дорог и мостов Лу Шанем.
В ходе встречи были обсуждены вопросы реализации проектов по строительству альтернативной дороги «Север-Юг», железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а также реконструкции автодорог города Бишкек.
Президент обратил особое внимание на необходимость качественного проведения строительных работ.
China Road and Bridge Corporation (CRBC).
Website: http://www.crbc.com.
Address: No.88 C, Avenue, Beijing Post code: 100011 Tel: 86-10-64280055
CRBC's Chairman and Party Secretary Lu Shan.
Президент Алмазбек Атамбаев принял генерального директора "Сhina road and bridge corporation" Лу Шаня // President.kg. 22.07.2015.
Сегодня, 22 июля 2015 года, Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев принял генерального директора китайской компании по строительству дорог и мостов - «Сhina road and bridge corporation» Лу Шаня.
В ходе встречи Глава государства был проинформирован о проводимой компанией «Сhina road and bridge corporation» работе в стране, в частности, строительстве альтернативной автомобильной дороги «Бишкек-Балыкчы-Казарман», автомобильных дорог «Бишкек-Нарын-Торугарт», «Ош-Баткен-Исфана», «Ош-Сары-Таш-Иркештам», а также реконструкции улиц Бишкека.
Лу Шань сообщил о том, что компания «Сhina road and bridge corporation» на безвозмездной основе разработает технико-экономическое обоснование проектов строительства Иссык-Кульской кольцевой автодороги и автодороги «Тюп-Кеген» уже до конца текущего года. Он также рассказал о том, что компания планирует открыть в Бишкеке головной офис своего представительства в СНГ.
Президент Алмазбек Атамбаев поблагодарил представителей компании «Сhina road and bridge corporation» за своевременное и качественное выполнение работ, а также выразил надежду на дальнейшую плодотворную совместную деятельность.
Глава государства подчеркнул важность реализации крупных инфраструктурных проектов и строительства транспортных коридоров для экономического развития регионов и страны в целом.
См. также:
[***] Российская база в Оше и железная дорога Чуй-Фергана: главные приоритеты России в Киргизии (2012 г.). 80 публикаций по теме базы в Оше и двух вариантах железной дороги через Киргизию - ККУЖД и ЖДЧФ // Центр стратегической конъюнктуры. 10.10.2012.
http://conjuncture.ru/sobianin_10-10-2012/
[***] Выход России к Индийскому океану. О железной дороге из Сибири в Индию. Онлайн конференция Юрия Голубчикова, Александра Собянина и Кубатбека Рахимова. Инициаторами железной дороги из Сибири в Иран, Пакистан и Индию будут Россия и Казахстан. Первый этап - железная дорога "Чуй - Фергана" // РИА Новости. 22.12.2011.
http://conjuncture.ru/sobianin_22-12-2011/
[***] "Русский штык и китайский юань": Бишкек на перепутье. Начинается очередной раунд переговоров Киргизии с КНР по проекту строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан. С Кубатом Рахимовым беседовала Евгения Ким // ИА REGNUM. 21.07.2016.
https://regnum.ru/news/economy/2159278.html
[***] Кубат Рахимов "Железная дорога "Чуй-Фергана" как альтернатива строительству Китайско-Кыргызско-Узбекской железной дороги". Видео (1 час) // ИА "АКИpress". 20.04.2012.
http://www.bulbul.kg/video:14918/
Участник: Кубатбек Рахимов - эксперт по инфраструктурным проектам Центральной Евразии...
[***] Железные дороги Китай-Киргизия-Узбекистан и Чуй-Фергана, экономическая экспансия Китая, Киргизия и ЕЭП. Пресс-конференция эксперта по транспортной инфраструктуре в Центральной Азии Кубатбека Рахимова // АКИпресс. 07.05.2012.
http://conjuncture.ru/akipress-org-07-05-2012/
[***] Кубат Рахимов: Железная дорога в Китай - цивилизационный выбор Киргизии против России и Казахстана // ИА REGNUM. 28.03.2012.
http://conjuncture.ru/regnum-ru-28-03-2012/
[***] The China-Kyrgyzstan-Uzbekistan Railway project. Research and analysis // Foreign & Commonwealth Office. 04.05.2014.
https://www.gov.uk/government/publications/the-china-kyrgyzstan-uzbekistan-railway-project
https://www.facebook.com/alexander.sobianin/posts/748960701833553
[***] Александр Собянин: Кыргызская Республика по воде, электричеству, газу и дорогам просто обязана иметь постоянную твёрдую позицию. Беседовал Эрик Исраилов // Общественный рейтинг. № 21 (657). 26.06.2014.
http://conjuncture.ru/sobianin-26-06-2014/
http://sobiainnen.livejournal.com/75937.html
[***] Виктория Панфилова. Киргизия ударит по России китайской колеей. Не получив денег в Москве, Бишкек развернулся к Пекину // Независимая газета. 03.08.2012.
http://conjuncture.ru/ng-ru-03-08-2012/
[***] Виктория Панфилова. Китайская дорога разрежет Киргизию пополам. Инфраструктурные проекты Пекина затрагивают безопасность России // Независимая газета. 10.09.2013.
http://conjuncture.ru/ng-ru-10-09-2013/
[***] Военная база России в Оше - форпост в Центральной Азии. С членом экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александром Собяниным беседовала Нина Леонтьева // Pravda.Ru. 13.12.2015.
http://conjuncture.ru/pravda-ru-13-12-2015/
http://sobiainnen.livejournal.com/161271.html