Михаил legarhan (legarhan) wrote,
Михаил legarhan
legarhan

Categories:

У него в глазах отражалось небо: памяти актёра Георгия Тараторкина

у tverdyi_znak в У него в глазах отражалось небо: памяти актёра Георгия Тараторкина

4 февраля 2017 г. после тяжелой и продолжительной болезни не стало выдающегося русского актёра Георгия Георгиевича Тараторкина. Ему было 72 года. В последние годы он много болел, мало где появлялся, но многим хотелось верить, что обойдется...

Свою карьеру он начал в ленинградском ТЮЗе, где быстро стал получать ведущие роли в спектаклях. Всесоюзная слава пришла к Тараторкину после роли Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» Льва Кулиджанова. Зрители увидели на экране тонкого, нервного, напряженного — настоящего героя Достоевского, которым актер и остался в массовом сознании. А еще ролями в «Маленьких трагедиях», «Чисто английском убийстве» и многих других картинах, включая сериал «Не родись красивой». Однако главной его работой оставался Театр имени Моссовета, где он прослужил более 40 лет.
Тараторкин со своей утонченной красотой и интеллигентностью принес в наш кинематограф тревожную печаль, нездешнюю изысканность и нервозность аристократа. Это был вечно оголенный нерв, без устали бьющаяся жилка на виске, сомнения и рефлексии, но без крика и без шумного надрыва, как и полагается интеллигенту. Ему бы вообще всего Достоевского переиграть, и одного Достоевского не хватило бы, надо было бы специально для Тараторкина еще одного выдумать. А он сыграл только Раскольникова в кино, а в театре — тоже Раскольникова в «Петербургских сновидениях», а еще Ивана Карамазова и Ставрогина. Раскольников стал мощным и, кажется, единственным попаданием — больше ни советское, ни российское кино в Тараторкина «не попадали», он словно не давался ему, всегда оказывался то ли выше, то ли в стороне со своей непостижимостью, кино словно обтекало его, не умея зацепить. «У него в глазах отражается небо», — сказала про него Раневская.


Георгий Георгиевич Тараторкин появился на свет 11 января послевоенного 1945 года в Ленинграде. Когда сыну исполнилось 7 лет, не стало отца: он умер после тяжёлой и продолжительной болезни. Детство Георгия было трудным и полуголодным, но сам артист считает его счастливым. Мама водила его и сестру Веру в театр. Больше всего детям нравились походы в Ленинградский ТЮЗ. Ощущения праздника и полученных впечатлений хватало на долгое время.
Связать свою жизнь с театром Тараторкин решил лишь в старших классах школы. Долгое время он готовился к профессии учителя. Но детские и юношеские эмоции, связанные с семейными походами на спектакли, оказались сильней: по окончании школы Георгий Тараторкин отправляется в любимый ТЮЗ, но не артистом, а осветителем. Он так и не решился поступать в театральный вуз, отложив попытку на более позднее время.

Высокий и худой юноша с блестящими глазами, который, замерев, наблюдал за игрой актёров на сцене, привлёк внимание худрука ТЮЗа Зиновия Корогодского. Зиновий Яковлевич, поговорив с Тараторкиным, сразу же сумел разглядеть в нём будущего артиста. Худрук посоветовал Георгию не бояться экзаменов, обнадёжив и приободрив нерешительного юношу. И Тараторкин решился. Вскоре он становится учеником студии при ТЮЗе. Причём будущий артист сумел попасть туда, преодолев громадный конкурс в 100 человек на место.
Обучение в студии оказалось довольно сложным. Студентов, которые не успевали по каким-то дисциплинам, отчисляли без промедления. Но Тараторкин был одним из самых успешных учеников. Его трудолюбию удивлялись педагоги и однокурсники. Доказать свою профессиональную состоятельность молодой артист смог ещё в студенческом возрасте. В середине 1960-ых он дебютировал в постановке «Тебе посвящается», сыграв свою первую роль – школьника Виталия Ромадина. Уже тогда педагоги и критики отметили присущую одному Тараторкину манеру игры, «почерк» артиста.

В 1966 году Георгий Тараторкин окончил обучение в студии и был принят Зиновием Корогодским в труппу Ленинградского ТЮЗа. В Театре юного зрителя Георгий Георгиевич служил с 1966 по 1974 год. Вскоре после его поступления в этот театр художественный руководитель уже доверял молодому артисту ведущие роли в спектаклях, которые ставил. Гамлет, Борис Годунов, Пётр Шмидт, Подхалюзин – о таких ролях многие артисты могли лишь мечтать. Но все эти образы Тараторкин воплотил блестяще. Его глубокое погружение в характер героя, тонкое понимание всех движений его души и высочайшее актёрское мастерство уже тогда поражали ленинградских театралов и критиков. Зрители стоя аплодировали актёру после окончания спектакля «Не будите мадам» режиссёра Юрия Ерёмина.

В 1974 году творческая жизнь Георгия Тараторкина делает новый виток. Начинается московский период его биографии. Артист принят в труппу Театра имени Моссовета. Первой его ролью, исполненной на сцене легендарного театра, становится роль Родиона Раскольникова в постановке Юрия Завадского. Тогда критики единогласно признали Георгия Тараторкина артистом, который лучше всех понимает суть произведений великого классика. Позже актёр сыграл Ставрогина в постановке по роману Достоевского «Бесы».


В 1996 году Георгий Георгиевич Тараторкин не только актёр, но и преподаватель во ВГИКе. Попасть на курс к мастеру – мечта многих студентов театрального вуза. На тот момент артист уже носит звание Народного и возглавляет Союз театральных деятелей России. Немного позже его избирают Президентом ассоциации «Золотая маска».
В последние годы поклонники таланта Георгия Тараторкина могли видеть его игру в постановке Петра Штейна «Сильвия». В этом антрепризном спектакле артист выходил на сцену с Евгенией Симоновой и Чулпан Хаматовой.
В декабре 2015 года в театре Моссовета великий артист появился в новом спектакле «Римская комедия». Созданный им образ поэта Диона, который противостоит власти, поражает зрителей глубиной и философским смыслом. Сам Георгий Тараторкин утверждал, что безмерно счастлив играть на сцене, которая помнит Ростислава Плятта и Фаину Раневскую, с которыми ему выпало счастье играть и общаться.


Кинематографическая биография Георгия Тараторкина много уже, чем театральная. Сам артист считает себя больше театральным, чем «киношным» актёром. Его путь в кино начался в 1968 году с небольшой роли бомбиста, который покушался на жизнь Александра Второго. Эта картина называется «Софья Перовская».

Уже в следующем году Тараторкин – главный герой кинодрамы «Преступление и наказание». Он снова играет Раскольникова, но теперь на экране, а не на сцене. Режиссёром фильма стал Лев Кулиджанов. Считается, что именно он открыл звезду кинематографа Георгия Тараторкина. Потому что все последующие роли, предлагаемые артисту, словно связаны невидимой нитью с образом Родиона Раскольникова. На эту роль он попал при драматических обстоятельствах: актёр лежал в больнице, диагноз был не ясен, врачи подозревали гангрену. И вдруг к нему пришли из киностудии. Кулиджанов решил, что 24-летний Тараторкин именно тот эталонный Раскольников.
Тонкого, совестливого, интеллигента до мозга костей, мятущегося из-за своих грехов и ошибок – таков Раскольников, таковы и Виталий Дудин в «Переводе с английского», Роберт Уорбек в «Чисто английском убийстве», Евгений Павлович в «Делах сердечных» и, конечно же, Чарский в «Маленьких трагедиях».
Блестящими и безусловно талантливыми названы работы Георгия Георгиевича в картинах «Победитель» и «Отклонений – ноль». Но главной ролью Тараторкина, его визитной карточкой считается всё же роль Раскольникова. Эта работа принесла актёру звание лауреата Государственной премии РСФСР.

Из поздних работ артиста известны нашумевшие картины «Дюба-дюба» и «Умирать легко», снятые режиссёром Александром Хваном. Появился он и в нескольких сериалах, наиболее известные из которых «Спас под берёзами», «Шахматист» и «Не родись красивой».
В 2013 г. на экраны вышел шпионский сериал под названием «С чего начинается Родина», снятый режиссёром Рауфом Кубаевым. Георгий Тараторкин появился в ленте в образе разведчика Дмитриева.

Переезд петербургского актёра в столицу был связан с его женитьбой на артистке и писательнице Екатерине Марковой. Жизнь в рейсах между Питером и Москвой утомляла Тараторкина, и он отважился на переезд, хотя это решение далось ему трудно.
Будущие супруги познакомились несколькими годами ранее переезда в столицу, на съёмках «Преступления и наказания». С тех пор они всегда вместе. У супругов появились сын Филипп и дочь Анна. Сын окончил духовную академию и трудится православным священником. Он богослов и кандидат исторических наук. Дочь пошла по родительским стопам и продолжила актёрскую династию. Дети подарили родителям троих внуков – Никиту, Фёдора и Михаила.

Актриса Елена Скороходова в ФБ вспоминает о Георгии Тараторкине:
Имела честь смотреть в его глаза. Впрочем, это были глаза Ставрогина.
Мне повезло, что он был высоким. Потому что первый вопрос, который задал Ерёмин, когда ему посоветовали ввести меня на роль Даши в "Бесы", смонтируемся ли мы с Тараторкиным по росту? Ввод был срочным - за день, вернее за ночь.
Помню, как мы впервые ещё на репетиции сцепились взглядами. Мне стало нехорошо, но это было как раз то, что нужно по роли.
Вообще хорошие актёры ведут партнёров по роли за собой. Георгий Георгиевич был однозначно очень хорошим актёром.
Его Раскольников хрестоматиен - 100% попадание. И никакого показа - всё им было пропущено через себя: и убийства, и раскаяние.
Он был очень закрытым человеком, абсолютная загадка.
Посетила как-то во время гастролей в Киеве его творческий вечер. Ничего про него не поняла: ни чем он живёт, ни зачем? Что любит, кого любит? Есть ли жена, дети? Он обошёл стороной все личные вопросы.
В последний раз общалась с ним давно - в Благовещенске. Мне показалось, что он был мне искренне рад. Но всё равно... Всё равно это были глаза Ставрогина.

Царствие небесное...

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments