Михаил legarhan (legarhan) wrote,
Михаил legarhan
legarhan

Как Польша ЕС наклоняет - основополагающие принципы ЕС забыты

Оригинал взят у mikle1 в Как Польша ЕС наклоняет - основополагающие принципы ЕС забыты

Прибалтбюро сообщает:

Свершилось: Еврокомиссия (ЕК) собралась проверять Польшу на предмет нарушения принципов верховенства права и отступления от евростандартов демократии. Соответствующее решение было принято на коллегии еврокомиссаров. Причиной  стали реформы в Польше, которая, по выражению польского министра обороны Антони Мацеревича, «встает с колен» под руководством консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС). Правые триумфально заполучили большинство в Сейме осенью, в результате чего впервые с 1989 года правительство было сформировано без коалиции.

Венецианская комиссия.jpgОпасения Евросоюза вызывает не только содержание реформ ПиС — усиление контроля за Конституционным судом (трибуналом) и общественными СМИ, массовые чистки силовиков, угроза правой цензуры — но и то, как принимаются законы — решительно, молниеносно, по ночам, без широких консультаций и информирования ЕС.

Если украинцы трепетно относятся к мнению Венецианской комиссии (занимается экспертизой законов при Совете Европы), исправно носят туда свои проекты реформ и президент ждет ее вердиктов, то поляки озаботились этим постфактум, лишь когда вокруг их законодательного творчества поднялась шумиха.

Три шага

Технически принятая ЕК в отношении Польши процедура включает три этапа. Первый — оценка и изучение ситуации. Европейские чиновники должны прислать ревизоров, которые будут копаться в законах ПиС.
Далее Польше выпишут пакет рекомендаций. И затем начнется мониторинг исполнения предписаний. На данном этапе самое главное в решении ЕК — Евросоюз на высшем уровне де-факто признал Польшу проблемным членом и дал понять, что не намерен дальше оставаться в роли стороннего наблюдателя за стремительно «встающей с колен» страной.

Брюссельский Рейх


Для рядовых поляков-традиционалистов, верных католиков, работяг и фермеров, сельских жителей — ядерного электората ПиС — любое вмешательство ЕС во внутренние дела даже в мягкой, ни к чему не обязывающей форме попросту оскорбительно. Недаром на депеши из Брюсселя министры и партийные функционеры отвечали грубо, саркастично, в духе советской фразы «а у вас негров линчуют», с историческими экскурсами и переходами на личности. Даже одевали чиновников ЕС и Меркель в нацистские мундиры и припоминали 1939 год...

Копенгагенская дилемма

Морально готовясь к будущему расширению на Восток, в начале 1990-х Евросоюз разработал набор критериев, которым обязаны соответствовать страны при приеме в ЕС. Среди них — стандарты демократии и то самое верховенство права. С тех пор «копенгагенская дилемма» — наличие четких требований к членам ЕС по политической части и практически полное отсутствие механизмов контроля за ними — периодически вызывает споры внутри Союза.

Примеры авторитарных угроз в Польши и Венгрии — верхушка айсберга, наиболее вопиющие случаи. Под ними долгое время накапливался ворох более локальных претензий к другим странам вроде положения цыган в Румынии и выполнения румынскими властями обязательств по защите нацменьшинств. Совершенно непонятно, как Брюссель должен реагировать на подобные конфликты. Единой практики не сложилось, ЕС только на пути к ее формированию.

Ядерная опция

Договор о Европейском союзе содержит статью 7, где прописаны возможные санкции в отношении стран-нарушителей. Среди ученых и экспертов сложился консенсус, что данная статья — крайняя мера, сродни ядерной бомбе (nuclear option), когда исчерпаны все прочие методы.

Санкции против государств-членов в принципе трудно ввести. 4/5 голосов Европейского совета и согласие Европарламента требуются только для того, чтобы признать риск отхода отдельной страны от европейских ценностей. Признать же факт нарушения Европейский совет может только единогласно (минус государство-нарушитель), также с согласия ЕП и после фазы наблюдения. Только после этого квалифицированным большинством Европейский совет может лишить нарушителя права голоса в евроинститутах. Единогласия уже не получается из-за позиции Венгрии, чей лидер встал на защиту Польши.

Наших женщин не лапают

Тем временем ПиС преспокойно продолжают реформы. Переформатированный Конституционный суд аннулировал рассмотрение нескольких жалоб оппозиции. На днях по инициативе Минюста было отменено одно из самых крупных нововведений предыдущего правительства. В 2015 году «Гражданская платформа» запретила судам использовать доказательства, полученные незаконным путем. ПиС «откатили» это назад и разрешили «прослушку», с 1 апреля суды снова могут на нее ссылаться.

«Польша — безопасная страна. У нас нет коллективных нападений на сексуальной, расовой и иной почве, — сообщают платные статьи ПиС. — В Польше уважаются женщины, поэтому никому не угрожают нападения на улицах. Никто не выставляет им оскорбительных требований не провоцировать потенциальных агрессоров манерой одеваться или поведением. Власти не дают им унизительных советов не уходить из дома в одиночку или передвигаться по общественным местам группами, как предлагали женщинам власти в Германии». Стабильность, безопасность, суверенитет — главные сквозные темы новой польской власти.

Быть или не быть

Чиновники ПиС продолжают зазывать всех европейцев приехать в Варшаву с расчетом, что эмиссары ЕС на местах воочию убедятся, насколько
поляк.jpegзначимым партнером является Польша. И зададутся вопросом, стоит ли рисковать крупной страной с почти 40-миллионным населением и важным игроком на восточном фронте ради демократических процедур, от сбоя в которых не застрахован никто?

Польша — важное звено в дорогостоящей энергетической политике ЕС. Летом Еврокомиссия согласилась профинансировать девять газовых проектов на польской территории на 750 миллионов евро, включая амбициозный газовый коридор «Север-Юг», по которому из терминала в Свиноуйсьце газ может идти на Украину. ЕС также заинтересован финансово стимулировать поляков хоть как-то участвовать в приеме и распределении беженцев. Вместо обещанных «Гражданской платформой» 7 тысячи человек ПиС заявили о готовности разместить 400, и то если столько найдут.


Вспомнить можно хотя бы требования к Украине при подписании соглашения об ассоциации с ЕС. Тогда выдвинутый Киеву внушительный «список Фюле» постепенно ужался до одной-единственной просьбы — в качестве символического жеста выпустить Юлию Тимошенко. Но к Вильнюсскому саммиту «Восточного партнерства» в конце ноября 2013 года о ней уже не вспоминали. «Ужмет» ли Брюссель снова свои претензии к демократии ради практической выгоды?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments