Михаил legarhan (legarhan) wrote,
Михаил legarhan
legarhan

Categories:

Двуглавый Орел. Сирия и Месопотамия.

Оригинал взят у skifos в Двуглавый Орел. Сирия и Месопотамия.
Из ближневосточных версий происхождения двуглавого орла две самые известные - хеттская и месопотамская. Начнем со второй.

В классической работе Варда (Ward W. The Seal Cylinders of Western Asia. Wash., 1910 – р.160) приводится изображение шумерской цилиндрической печати. По мнению автора, «эта цилиндрическая печать примечательна тем, что на ней мы находим единственное изображение двуглавого орла на Востоке до начала хеттского периода». В связи с этим она кочует из работы в работу как первый случай употребления двуглавого орла в мировой истории (приблизительно 2300-2100 годы до н.э.).

mes1

Однако, если внимательно прочитать сопровождающий текст, то можно узнать, что М. Хойзи реконструировал печать, владельцем которой был некий священнослужитель, на основе нескольких частей. В связи с этим возникли дискуссии относительно правильности реконструкции. Так сам Хойзи предполагал, что божество, восседающие на троне это Нингурсу, тогда как, по мнению Варда, это женское божество, возможно Иштар, в пользу чего свидетельствуют львы. Настораживает тот факт, что в книге Варда приводится много изображений схожих по стилистике печатей с одноглавым львиноголовым орлом – Анзу (см. отдельная глава в указанной работе «Орел Лагаша»).

Несмотря на сомнительность реконструкции, шумерская версия происхождения двуглавого орла прочно укрепилась в научных работах.

Так, в вышедшей десять лет спусти книге D. G. Hogarth. Hittite Seals, with particular reference to the Ashmolean Collection. Oxford: The University Press, 1920 изображения двуглавых орлов на хеттских печатях прямо приписываются месопотамскому влиянию Лагаша.

На месопотамских печатях более позднего периода (начало – середина II тысячелетия до н.э) мы действительно встречаем многочисленные изображения двуглавых птиц. Однако далеко не всех их можно с точностью определить как двуглавых орлов. К сожалению, не во всех каталогах доступны качественные изображения сиро-месопотамских печатей, а описания нередко отражают не столько факты, сколько путаницу в головах авторов. Кроме того, обстоятельства и места находок многих печатей неизвестны, что делает практически невозможной их точную датировку.

Я попробовал систематизировать по разновидностям некоторые из доступных печатей. Дополнения и замечания приветствуются.

1. Птица с двумя львиными головами иногда рассматривается как западный вариант Анзу, иногда как символ бога Нинурту. Хотя этот символ и мог оказать влияние на хеттского двуглавого орла, стоит помнить, что это все-таки это не совсем двуглавый орел.

mes2

Касситская печать (18-12 века до н.э). Птица с львиными головами. Возможно Анзу.

mes3

Печать из Сирии. Датировка неизвестна.

mes4

- Гематитовая печать из Серии и символами животных включая львиноголовую птицу (18-17 века до н.э, найдена в археологическом контексте 15-14 веков). Национальный музей Дамаска. Joan Aruz,Kim Benzel,Jean M. Evans.Beyond Babylon: Art, Trade, and Diplomacy in the Second Millennium B.C. Metropolitan Museum of Art, 2008 – р.228


2. Собственно двуглавый орел (канонический)

mes5

Гематитовая цилиндрическая печать 14 века до н.э. Находится в Metropolitan Museum of Art. Отмечаются кипрские, эгейские и миттанийские влияния.

3. Двуглавые птицы с длинными шеями.

mes6

Печать из Алалах. Ассирийский колониальный период.

mes7

Печать из северной Сирии (2000-1900 до н.э). Описание здесь.

4. Антропоморфные фигуры, имеющие определенное сходство со знаменитым «бактрийским демоном» .

mes8

Цилиндрическая печать Итхи-Тешуба, сына Кип-Тешуба, царя Аррафы (Киркук) (15 век до н.э)

mes9

Печать Эриба-Адада I, царя Ашура, в 1393—1365 годах до н. э. с изображением двухголового демона с крыльями и львиными (?) головами. Описание печати здесь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments