Михаил legarhan (legarhan) wrote,
Михаил legarhan
legarhan

ЧЕЛОВЕК – ЭТО ВСТРЕЧА С БОГОМ

Из журнала «МИРОВОЙ ЧЕННЕЛИНГ: Духовные Сообщения», № 3/15/, 2014 г.

«ЧЕЛОВЕК – ЭТО ВСТРЕЧА С БОГОМ» (Николай Бердяев)

Николай Александрович Бердяев родился в 1874 году в Киеве, в дворянско­аристократической семье. Учился в кадетском корпусе, затем – в университете Св. Владимира. С юности увлекался  трудами немецких философов: Шопенгауэра, Канта и Гегеля. По своей природе был расположен к глубоким переживаниям и стремлению всесторонне познать окружающий Мир.

Вначале увлекался марксизмом и даже принимал участие в революционном движении. Но вскоре понял и сказал об этом сам, что его революционность индивидуальна и не имеет ничего общего с настроением революционных масс. Считая Маркса гениальной личностью, Бердяев отверг марксизм, хотя его и привлекала в нём «широта мировых перспектив». Николая Александровича больше всего тревожила изначальная невозможность принять миропорядок, существующий на Земле, смириться с ним.

За своё увлечение марксизмом Бердяев отбывает в ссылке (Вологда, 1901 г.­ 1904 г.). Возвратившись в С­Петербург, уже обогащённый знанием сочинений Л. Толстого, Ф. Достоевского и Ф. Ницше, он решительно поворачивает от критического марксизма к «новому русскому идеализму» и становится одним из главных выразителей  этого течения.


В формировании его философских взглядов важную роль играют религиозные философы  Дмитрий Мережковский, Василий Розанов, писатель Андрей Белый. Но ему наиболее близка идея Богочеловечества, которую высказывает в своих трудах Владимир Соловьёв и поддерживает Сергий Булгаков. Эту идею Бердяев считает основной идеей русской религиозной мысли.

Уже в дореволюционные годы философы чувствовали, что христианство переживает кризис. Вера в Бога не могла дальше держаться на слепом повиновении и внушении, что человек есть раб Божий.  Требовалось осмысление роли Человека на Земле. Назревала необходимость обновления учения о Христианстве.

Философы вели между собой диспуты, споры, ратовали за распространение русской культуры на Западе, за расширение связей между русской и западноевропейской философской мыслью.

И особенно важную роль в этом деле сыграл Н. А. Бердяев своими трудами и общественной деятельностью. Свою статью «Опыт оправдания Человека»  (1916 год) Николай Александрович считал  первым выражением самостоятельности своей философии.

А главным в существовании Человека на Земле он считает ТВОРЧЕСТВО. Только через творчество, признавая Законы Нравственности, опираясь на Заповеди Христа, Человек способен восходить, постепенно поднимаясь в содержании своей личности до Самого  Бога­Творца.

Никто из философов с такой ясностью не сформулировал смысл жизни Человека на Земле, как Н. А. Бердяев. Как национальную катастрофу восприняв Октябрьскую революцию, Бердяев, будучи уже профессором Московского университета, свободно критиковал марксизм. И в 1922 году после нескольких арестов, вместе с большой группой писателей и учёных, был выслан из советской России на так называемом «философском пароходе».

ЧЕЛОВЕК –  ЭТО ВСТРЕЧА С БОГОМ

Во время жизни в Берлине Николай Александрович основал Религиозно­философскую академию. В эти годы он много размышляет о судьбе России и пишет наиболее важные для понимания его собственно философских взглядов труды: «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики», «О рабстве и свободе человека».

В зарубежный период он остаётся одним из самых видных теоретиков Русской Идеи. Смысл этой  Идеи заключатся в том, что  Человек, прежде всего, должен быть признан на Земле как личность. Эта личность воплощает в себе Божественный Дух. Задача Человеческой Личности – возрастать над собой неустанно, потому что Бог надеется на Человека, хочет сделать его своим Со­Трудником, Со­участником в преображении Мира.

«Человек, – говорит Н. А. Бердяев, – ЭТО ВСТРЕЧА С БОГОМ.  Роль Человека на Земле не ограничивается биологическим существованием и вымаливанием прощения у Бога за свои грехи. Особую роль в преображении самого Человека должно сыграть его творчество (по любым направлениям), которое должно быть оплодотворено любовью к Миру, к людям, к Природе, к Самому  Творцу. И только через Творчество и Сотворчество с Создателем Человек оправдает своё появление на Земле».

Нужно заметить, что сам Н.А. Бердяев обращает особое внимание на то, что утверждаемая им Русская Идея не имеет ничего общего с националистическим настроением, потому что имеет в виду не только славянское население, но всю совокупность народностей, проживающих на территории России с их разнообразными культурами, традициями и своим собственным языком.

А поэтому РУССКАЯ ИДЕЯ ни в коем случае не должна давать повода  для русофобии и обвинения  её  сторонников в националистическом настроении!

СЕГОДНЯ, БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО «ЗАВЕСА» МЕЖДУ МИРАМИ РАСТВОРЯЕТСЯ, МЫ ВНОВЬ МОЖЕМ УСЛЫШАТЬ ГОЛОС ЭТОГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ФИЛОСОФА, КОТОРЫЙ МНОГО СДЕЛАЛ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ  ЧЕЛОВЕК ВСТРЕТИЛСЯ С БОГОМ.

ЗАЧЕМ НУЖНА РУССКАЯ ИДЕЯ

ДИАЛОГ С НИКОЛАЕМ БЕРДЯЕВЫМ ведет Татьяна Потапова (Свирель).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments